Трамвайную линию в Славянку стоимостью 25,9 млрд рублей построит консорциум "АБЗ-1" и Газпромбанка

Автор фото: Архив "ДП"
Председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов.

Консорциум ГК "АБЗ-1" Владимира Калинина и Газпромбанка получит контракт на строительство и эксплуатацию скоростного трамвая от станции метро "Купчино" до Славянки. За 30 лет Смольный выплатит инвестору 58,1 млрд рублей.

Смольный с задержкой более чем в месяц подвел итоги конкурса на выбор концессионера, который построит и будет эксплуатировать ветку скоростного трамвая станции метро "Купчино" через Шушары до микрорайона Славянка. Победителем стала компания "БалтНедвижСервис", которую учредила петербургская дорожно-строительная группа "АБЗ-1" Владимира Калинина и Газпромбанк.

Большое снижение

Одним из основных критериев отбора был размер эксплуатационного платежа, предложенный претендентами, то есть общие затраты концессионера за 30 лет действия соглашения, которые погасит город. "АБЗ-1" и Газпромбанк предложили снизить его до 58,1 млрд рублей. Максимальный размер мог быть на 35% выше — 89,67 млрд рублей. Ранее в "АБЗ-1" возможность такого снижения объясняли тем, что строительство будет вести входящая в группу компания "АБЗ-Дорстрой", поэтому удастся сэкономить на субподрядчиках.
"При заключении концессионного соглашения или соглашения о ГЧП снижение конкурсного предложения на 30 млрд рублей или на 35% от стартового значения является первым в истории не только Санкт-Петербурга, но и России в целом", — отметили в комитете по инвестициям.
Выручка ОАО "АБЗ-1" в 2016 году составила 2,95 млрд рублей, чистая прибыль — 53,18 млн рублей (данные СПАРК, отчетность за 2017 год еще не раскрывалась).
Победитель конкурса построит 21 км трамвайных путей, трамвайное депо и поставит не менее 22 трамваев, на это нужно потратить не менее 25,9 млрд рублей. В конкурсном предложении "БалтНедвижСервис" предложил поставить на линию на 12 трамвае больше, чтобы увеличить пропускную способность ветки.
Создание трамвайной сети планируется осуществить в два этапа. На первом этапе работ, который начнется уже в этом году, к 2022 году подрядчик должен будет протянуть линию от существующих трамвайных путей и конечной станции "Балканская площадь" до Новгородского проспекту, включая трамвайную сеть по Новгородскому проспекту, Чудовской улице, Старорусскому проспекту, а также построить трамвайное депо с подъездными путями. Второй этап начнется одновременно с первым, но закончится на год позже. Он предполагает строительство трамвайных путей уже непосредственно до Славянки.  

Влиятельные конкуренты

Смольный начал искать концессионера в конце 2017 года. На последнем этапе осталось два претендента — "БалтНедвижСервис" и "Трамвайные пути Северной столицы" (ТПСС), которая предложила эксплуатационный платеж в 75,5 млрд рублей. У ТПСС компании за время, пока подводились итоги, сменились акционеры — компания собрала под свое крыло группу ВИС, итальянскую Astaldi и турецкий IC Holding.
Финансовым партнером в компании выступает банк ВТБ (через "ИИ Холдинг"). Банк первоначально контролировал 49% в консорциуме ТПСС, но в апреле его доля снизилась до 40%. Тогда же из проекта вышел Сергей Степанищев, который контролировал 51% через ООО "Сест Инфраструктурный Консалтинг".
Новым партнером компании стал бывший крупный подрядчик "Газпрома", группа "ВИС" — ей через ООО "ПФ "ВИС" принадлежит с апреля 2018 года 40% в ТПСС. Основной собственник ВИС — Игорь Снегуров, ему принадлежит 93,5% компании, рассказывал он в интервью, еще 6,5% у Евгения Скрябина. С 2015 года крупным акционером компании был Дмитрий Рябов, но в ноябре было объявлено, что он выходит из этого бизнеса. Рябов с 2007 по 2010 год был гендиректором "Ленэнерго". А с 2011 года он возглавляет "ТЭК Мосэнерго" Игоря Ротенберга (сын Аркадия Ротенберга).
Группа "ВИС" из предприятия в Гатчинском районе Ленобласти выросла в крупный холдинг на подрядах для "Газпрома". Сейчас компания сосредоточилась на инвестиционных проектах.
Кроме того в консорциум вошла компания ООО "АйСиЭй ЛТ", ей с апреля принадлежит 20% ТПСС. "АйСиЭй ЛТ" учреждена итальянской Astaldi и турецким IC Holding. Эти компании в партнерстве участвовали в строительстве Западного скоростного диаметра в Петербурге.
Группа "ВИС" через Третью транспортную компанию и "АйСиЭй ЛТ" в прошлом году сами подавали заявку на участие в конкурсе в роли самостоятельных концессионеров, но в итоге отозвали свои предложения и решили действовать сообща. Группа "ВИС" и Astaldi уже планировали работать вместе: в 2017 году они заявляли о планах вместе участвовать в проекте строительства ЦКАД в Москве.
"Наши партнеры по проекту — одни из лидеров финансового и инфраструктурного рынка. Такая синергия позволяет реализовать проект любой сложности", — отмечают в группе "ВИС". Группа сформировала инвестиционный портфель в 635 млрд рублей. Это и соглашения о государственно- частном партнерстве, и концессии, и частные концессионные инициативы. Транспортные проекты из них составляют более 60%.