Пригородная стоун–терапия

В Ленобласти 80 спа–отелей, и большинство их клиентов — петербуржцы, которые рассматривают водные процедуры как дополнительную услугу к загородному отдыху.

Спа–отели и базы отдыха Ленобласти работают в основном для петербуржцев, а летом — и для туристов из других регионов. Поток въездного туризма в регион ниже, чем в пиковый 2015 год, но постепенно растет. В 2017 году, по данным агентства "Турстат", его посетили 2,1 млн российских и более 50 тыс. иностранных туристов.

Кто владеет отдыхом

Как рассказывают предприниматели, спа–услуги редко бывают основной целью приезда туристов, поэтому отели с такими услугами более популярны, чем отдельные центры. Владимир Оксман, президент ГК "УНИСТО Петросталь", рассказывает, что в общей сложности в Ленобласти работает около 80 спа–отелей. "Наибольшей популярностью пользуются отели в Выборгском и Приозерском районах, а также в Курортном районе Петербурга", — рассказывает он. Основной спрос, добавляет предприниматель, — со стороны жителей города: доля отдыхающих из Петербурга составляет 95%. Компания Оксмана владеет отелем Michur Inn, рыболовным курортом "Рыбацкий хутор" и парком активного отдыха "ЛосевоДа". Старается привлекать и местных жителей, особенно актуально это становится летом, когда часть городского населения переезжает на дачи. Средняя стоимость суток проживания в спа–отеле Ленобласти — около 5500 рублей. В городской черте цены ниже (около 5 тыс. рублей), а конкуренция в 2 раза выше, заключает Владимир Оксман.
Значительная часть отелей и баз отдыха выходного дня в Ленобласти принадлежит петербургским миллиардерам. Среди них: "Черные камни", "Лесная Рапсодия", "Ильичево", "Озеро Зеркальное", "Аврора–Клуб".
Затраты на открытие таких проектов обычно составляют от 300–400 млн до 1,7–1,8 млрд рублей, срок окупаемости — около 10 лет, и мало для кого эти активы являются основными.
Также среди заметных участников рынка выделяют отель ForRestMix Club в Репино, спа–отели "Терийоки", "Аквамарин" и "Гелиос" в Зеленогорске, гранд–отель "Петергоф" и другие. Конкурентным преимуществом на рынке считается широкий спектр услуг, поэтому игроки стараются предложить как можно больше. "Монопроектов" практически нет, в спа–отелях можно найти не только профильные процедуры, но и зоопарки, волейбольные и пейнтбольные площадки, фитнес–клубы, теннисные корты, дискотеки и др.
Как рассказывают в Michur Inn, самые популярные спа–услуги — это сауна "кедровая бочка", разные виды пилингов и обертываний, а также все виды массажа, в том числе и гидромассаж. Чаще всего клиенты приезжают в спа–отели на выходные и заказывают готовые программы, которые включают сразу несколько процедур. Высоким спросом пользуются стоун–терапия (массаж камнями), бани (русская и турецкая), сауны, массажи с использованием камней и горячих мешочков, джакузи и массажи — в целом те же самые услуги, что и в городских спа–центрах. Поэтому за город петербуржцы едут не за особыми процедурами, а за более длительным отдыхом. В спа–отелях проводят обычно либо 2 выходных дня, либо 4–5 дней независимо от выходных.
Всего, по данным Knight Frank SPb, на рынке загородного отдыха в Ленобласти 280 объектов (71% из них на севере области), за 6–7 лет таких проектов стало на 33% больше. Не все они друг с другом конкурируют: например, в оздоровительных центрах и санаториях отмечают, что их аудитория не пересекается с клиентами спа–отелей и салонов. Если в последние едут в основном за отдыхом, то санатории зарабатывают в основном на реабилитации пациентов после операций или тяжелого лечения. Так, в санатории "Дюны" под Сестрорецком рассказывают, что люди едут туда в основном восстанавливаться после операций на органах опорно–двигательного аппарата: суставах, позвоночнике и других.

Факторы влияния

Среди основных факторов влияния на рынок эксперты отмечают курсы валют, а также колебания туристического рынка: отмену или появление новых направлений, популярность внутреннего туризма.
Потенциал въездного туризма сторонние эксперты оценивают выше, чем сами владельцы отелей. Например, в туристической ассоциации "Мир без границ" предлагают увеличить срок безвизового пребывания в России для туристов из Китая до 21 дня, тогда они могли бы ездить в российские санатории. Эксперты ассоциации уверены, что оздоровительные центры и дома отдыха Ленобласти потенциально могли бы быть очень популярны среди приезжающих из Китая, но пока владельцы даже не пытаются продвигать услуги за границей.
Владимир Оксман добавляет, что на рынок спа–отелей и центров Петербурга и Ленинградской области влияет прежде всего курс валют. Падение рубля заставляет отдыхающих не планировать отдых или небольшую оздоровительную программу за границей, а выбирать ближайшие пригороды.
"При этом общее падение доходов людей приводит к тому, что любые услуги, не относящиеся к так называемой категории первой необходимости, становятся все менее востребованными", — говорит эксперт, добавляя, что общая ситуация на рынке неблагоприятна по всей стране. "Падение спроса, безусловно, наблюдается. Рынок спа–салонов следует по тому же вектору, что и рынок краткосрочного отдыха в Ленобласти, и оба эти вектора сейчас отрицательные", — сетует предприниматель.