Камень на камне

Роман Чернышов (28 лет), совладелец компании "Спутник Камень", может с гордостью сказать, что вложил свою лепту в строительство метро в Москве, "ЭкспоФорума" в Петербурге и Новоиерусалимского монастыряв Истре. Его компания занимается оптовыми поставками камня и облицовочных плит.

Будущий предприниматель родился в Великом Новгороде. В Петербург Роман переехал в 2006 году, поступил на факультет международных отношений СПбГУ. Его родители занимаются бизнесом по продаже текстиля и товаров для рукоделия, но Роман о предпринимательской карьере с детства не мечтал. "Родители никогда не учили меня бизнесу, наоборот, часто говорили со мной о разных сферах наемной работы. На мой бизнес они не дали ни рубля, хотя, конечно, были готовы поддержать, если мне нужен был совет", — рассказывает молодой человек.
Первый "стартап" Роман запустил на третьем курсе: продавал с приятелем покрышки. Заработать удалось, но бизнес был недолгим. Чуть позже с другим университетским другом Дмитрием Зониным юноша пытался продавать IT–инструмент для управления слайдами презентации с помощью жестов. "Рынок еще не был сформирован, никто не гнался за эффектным выступлениями. Мы опередили время и к тому же, давайте будем честными, тогда не были суперпродавцами", — объясняет Роман, почему этот бизнес не пошел в гору. Впоследствии с этим же напарником Роману удалось создать бизнес, оборот которого в 2017 году составил 300 млн рублей.

Случайный заказ

Идея появилась в 2013 году. Дмитрий к тому времени уже 3 года владел транспортной компанией "Тек Спутник". "Знакомые знакомых спросили, есть ли у меня надежный производитель камня для стройки, — рассказывает Роман. — Я решил, что это наш шанс". Камня, тем более в нужных количествах, у молодого человека, разумеется, не было. Роман немедленно отправился в Карелию, наладил связи с местными производствами камня, изучил рынок и выполнил этот случайный заказ сам. На согласование деталей ушло полгода, за логистику отвечал Дмитрий. Стартового капитала не было: заказчик согласился работать по предоплате, сайт для новорожденной компании сделал сам Роман.

От крошки до метрополитена

Так в 2013 году на рынке появилась компания "Спутник Камень", принадлежащая двум друзьям. Благодаря собственной налаженной логистике они могли предложить заказчикам цены в среднем на 15% ниже рыночных. Клиентов для своей компании Роман и Дмитрий добывали с помощью холодных звонков и знакомых Дмитрия по первому бизнесу. "Мы брались за любой заказ, в том числе возили металл и теплоизоляцию, но уже тогда мне хотелось сосредоточиться на камне. Мне очень нравится этот продукт, созданный природой и обработанный руками человека", — признается Роман. Он поясняет, что крупные клиенты тоже находились благодаря холодным звонкам. "Мы не участвуем в тендерах. У нас очень сильный отдел продаж", — поясняет юноша. На интернет–рекламу уходит примерно 200 тыс. рублей в месяц.
Бюджеты заказов сильно разнились. Так, самый маленький заказ — поставка мраморной крошки — был не дороже тысячи рублей. Бюджет самого большого — поставка плит для мощения тротуаров в Москве — составил 120 млн рублей. Для укладки пола и стен пяти станций столичной подземки компания поставляла габбро–диабаз и гранитные плиты (700 м2). Больше всего предприниматель гордится поставками камня для облицовки тротуаров на Садовом кольце. "Конечно, мы были не единственными, поставили только часть необходимого материала, но, когда идешь там, понимаешь, что под ногами — наглядный результат твоего бизнеса", — подчеркивает Роман.

Рынок плотный,как гранит

Через 2 года после запуска компании "Спутник Камень" партнеры открыли свое производство на Урале, его основной продукцией стала плитка для мощения тротуаров. Тротуарная и фасадная плитка приносят 90% оборота, в 2017 году он составил 300 млн рублей. Среди клиентов — банк "Санкт–Петербург", администрация города, "БалтСтрой", "ЛСР", "Еврострой".
Сейчас компания занимается оптовыми поставками и производством изделий из натурального камня (фасадные плиты и плиты для мощения, брусчатка, бордюр и так далее) для строительных площадок по всей России. Производство изделий из камня, например лестниц и фонтанов, составляет около 7% от оборота компании.
В планах предпринимателей открыть серию собственных производств и карьеров, а также выйти на зарубежные рынки. "Это моя голубая мечта — прикрутить к бизнесу мое университетское образование", — признается Роман.
По его словам, на российском рынке в том же ценовом сегменте, что и "Спутник Камень", работает около 40 поставщиков камня. "Гигантов всего около шести. Это, например, "Возрождение" и "Венеция", — уточняет предприниматель.
Директор ООО "НЭНСИ" (занимается поставками камня) Игорь Рожнов добавляет к этому списку компании "Данила Мастер", "Тардис", "ПетроМрамор".
"Рынок достаточно плотный, конкуренция заметная, — отмечает Рожнов. — После кризиса количество игроков резко не уменьшилось, скорее сократились доходы камнеобрабатывающих предприятий. Такого же, чтобы из нашей отрасли бизнесмены перешли в другую в силу финансовых проблем, я не слышал. Пожалуй, испытали сильное волнение. А закрылись только мелкие компании".