Google показывает рекордную прибыль на фоне войны с Amazon

Alphabet, материнская компания Google, по итогам I квартала увеличила чистую прибыль на 73%, до $9,4 млрд. Это самый высокий показатель роста прибыли с конца 2009 года. При этом втрое выросли и расходы корпорации, что объясняется борьбой с Amazon за рынок. Очередным раундом этого противостояния стал сервис Shopping Actions, внедрение которого, может сделать Google планетарным интернет-магазином

Чистая прибыль Alphabet Inc, холдинговой компании Google, в I квартале 2018 года выросла в 1,7 раза, до $9,4 млрд, следует из отчета американской корпорации. Динамика роста чистой прибыли оказалась самой высокой за последние 9 лет. Скорректированная выручка взлетела на 23,5%, до $24,9 млрд, что стало лучшим результатом с середины 2014 года. Между тем рентабельность Alphabet по операционной прибыли снизилась до 22% с 27% годом ранее и оказалась хуже ожиданий рынка.
По мнению аналитиков FactSet, Alphabet вынуждена наращивать расходы, чтобы не отстать от Amazon. Корпорация Джеффа Безоса наращивает обороты на пути к тотальной диверсификации бизнеса. Корпорация покупает сеть Whole Foods Market за $13,7 млрд, стартап Ring за $1 млрд и намекает на разработку домашних роботов. Google отвечает запуском сервиса Shopping Actions — универсальной корзины для покупок, который грозит потеснить Amazon на ее самом прибыльном рынке.
Чистая прибыль Alphabet Inc в январе-марте выросла до $9,4 млрд, или $13,33 в расчете на акцию, с $5,43 млрд, или $7,73 на акцию, за аналогичный период 2017 года. Выручка холдинга в прошедшем квартале увеличилась с $24,75 млрд до $31,15 млрд. Рост без учета валютных колебаний составил 23%. Такие показатели объясняются ростом доходов от рекламы в Google и на YouTube, снижением налогов и переоценкой инвестиций в стартапы.
Так, выручка поисковика Google в I квартале выросла до почти $31 млрд по сравнению с $24,6 млрд годом ранее. Основную долю доходов составили поступления от рекламы, которые увеличились до $26,6 млрд с $21,4 млрд. Операционная прибыль подразделения выросла на 12,4% — до $8,368 млрд. Общее число платных переходов по рекламным объявлениям, которые Alphabet показывает пользователям, в январе-марте увеличилось на 55% в годовом выражении. При этом стоимость каждого клика упала на 18%. На рост прибыли, в частности, повлияли новые правила бухучета в США: холдинг единоразово включил текущую стоимость всех своих инвестиций в компании, которые пока не торгуются на биржах. Прибыль от переоценки инвестиций в Uber и другие стартапы составила $3,03 млрд. В общей сложности вложения Alphabet в стартапы оцениваются теперь в $11 млрд. Ранее холдинг оценивал их по стоимости приобретения — $7,81 млрд и повысил прибыль на акцию на $3,40.
Долгосрочные капитальные вложения Alphabet в январе-марте подскочили более чем втрое — с $2,5 млрд до $7,7 млрд. Совокупные расходы и затраты выросли на треть — до $24,1 млрд, затраты на закупку трафика составили $6,3 млрд. Рентабельность Alphabet по операционной прибыли снизилась до 22% с 27% годом ранее и оказалась хуже ожиданий рынка. По мнению аналитиков, Alphabet вынуждена наращивать расходы, чтобы не отстать от Amazon.com Inc., что ставит под угрозу дальнейшее повышение прибыли, поскольку в I квартале высокие результаты во многом объяснялись разовыми факторами.
Вместе с тем доходы облачного бизнеса Google Cloud превысили $1 млрд, теперь его выручка составляет около 20% от показателя главного конкурента — Amazon Web Services ($5,1 млрд в IV квартале). Не так оптимистичны показатели Nest Lab — подразделения по автоматизации бытовой техники и домохозяйств. Его выручка в прошлом году ($726 млн) была немногим больше операционного убытка ($621 млн). При этом в феврале Amazon купила у венчурного фонда Grishin Robotics портфельную компанию по разработке "умных" устройств для безопасности дома Ring — прямого конкурента Nest Lab.
Акции Alphabet после закрытия основной сессии 23 апреля и публикации отчетности росли, но затем снизились на 0,4% из-за ухудшения рентабельности. За последний год цена бумаг американской корпорации взлетела на 20,8%, в то время как значение американского фондового индекса Standard & Poor's 500 за этот период выросло на 12,5%. В ходе торгов 24 апреля акции Alphabet на NASDAQ снижались на 0,4%, до $1,066.

Война с Amazon

В конце 2017 года соперничество крупнейших мировых корпораций перешло в открытую фазу. В декабре Google отключила "умной" колонке Amazon Echo Show доступ к YouTube и объявила, что с 1 января 2018 года видеохостинг перестанет работать на телеприставках конкурента Fire TV. Решение объяснялось отказом Amazon продавать "умную" колонку Google Home и телеприставку Chromecast, а также запретом использования сервиса Prime Video через Google Cast. Amazon к тому же в ноябре прекратил продавать часть товаров компании Nest, а позже объявил о покупке стартапа Ring и разработке его экосистемы.
В январе на традиционной ежегодной выставке CES 2018 в Лас-Вегасе Google организовала масштабную презентацию своих "умных" колонок и Google Assistant, которая, по замыслу организаторов, должна была затмить презентацию Amazon Alexa. Насколько это удалось, судить рано, но по итогам года в сфере "умных" колонок на Echo/Echo Dot приходится 88% рынка в США, у Home/Home Mini от Google — 10%. В целом финансовые показатели корпораций по итогам 2017 года сохранили лидерство Amazon по выручке и отставание по чистой прибыли. У Amazon оборот вырос на треть, до $177,9 млрд. Выручка Alphabet по итогам 2017 года увеличилась на четверть, до $110,9 млрд. Однако показатели чистой прибыли Alphabet заметно превосходят конкурента — за год холдинг получил $12,7 млрд против $3 млрд у Amazon, что объясняется его инфраструктурными расходами и затратными поглощениями.
Инвестиции и курс на дальнейшую диверсификацию (ретейл, IT, медиабизнес, фильмы и сериалы от Amazon Studios) принесли свои плоды. В феврале Amazon впервые обогнал Microsoft по рыночной стоимости и вошел в тройку лидеров. По итогам торгов 14 февраля рыночная стоимость Amazon составила $702,46 млрд, рыночная стоимость Microsoft — $700,56 млрд. По рыночной стоимости Amazon обгоняют только Apple и Alphabet с капитализацией $849 млрд и $744 млрд соответственно. С начала года акции Amazon подорожали на 33%. В январе Amazon также впервые стал самым дорогим брендом в мире. За год бренд подорожал на 42%, до $150,8 млрд, и поднялся в рейтинге Brand Finance на две позиции. Основатель ретейлера Джефф Безос тогда побил рекорд Билла Гейтса по размеру активов, возглавив топ миллиардеров с состоянием в $105,1 млрд.

Корзина Google

На фоне впечатляющего роста Amazon, который не смог существенно замедлить даже демарш со стороны президента США Дональда Трампа (он обвинил Amazon в уплате слишком низких налогов, использовании государственной почтовой службы и банкротстве мелких ретейлеров), Google анонсировал запуск нового сервиса, который, в перспективе должен сделать поисковик универсальным маркетплейсом — фактически убийцей Amazon. Речь идет о сервисе Shopping Actions, который был официально представлен в феврале. Сервис предлагает доступ к универсальной корзине, заполнять которую товарами можно во время их поиска в Google. Оплата происходит с использованием данных в Google Pay или платежными данными, сохраненными на сайте ретейлера при просмотре сайта в браузере Chrome.
По данным компании, опробовавшие Shopping Actions ретейлеры сообщают об увеличении количества товаров в корзине на 30% одновременно с повышением конверсии по сравнению с использованием одних только спонсируемых объявлений. В числе ранних участников программы заявлены такие бренды, как Walmart, Target, Ulta Beauty и 1-800 Flowers. Последним пунктом для полноценного запуска сервиса может стать оптимизация доставки, которая пока проводится силами продавца. В этом Google призван помочь стартап Project Wing, который занимается испытанием дронов для доставки посылок.
В марте Bloomberg со ссылкой на источники сообщил, что Google работает над блокчейн-технологией, которая будет использоваться сторонними компаниями для осуществления транзакций. В числе партнеров Google заявлены все те же Walmart, Target, Home Depot, Costco и Ulta Beauty. Их товары и программы лояльности будут продвигаться в поисковой выдаче и других сервисах компании. Компании-участники программы Shopping Actions будут платить процент с совершенных покупок. Описание проекта и партнеры-ретейлеры позволяют говорить о разработке глобального маркетплейса от Google, однако его экспансия и дальнейшее продвижение в интернет-ретейле во многом будут зависеть от стратегии конкурентов (Amazon, Alibaba, локальных игроков, например маркетплейса Сбербанка и "Яндекса" в России), которые не намерены сдавать позиции.