Стройматериалы под нагрузкой

Рынок стройматериалов в России в 2017 году развивался неоднородно. Если некоторые производители значительно увеличили выпуск, то другим пришлось сокращать мощности.

Производство строительных материалов напрямую зависит от объемов и темпов строительства — жилищного, коммерческого и инфраструктурного. По итогам прошлого года различные сегменты рынка развивались по–разному: так, рынок кирпича вырос почти на 2%, в то время как выпуск автоклавного газобетона уменьшился на 2,2%. Производство цемента и щебня осталось в целом на уровне 2017 года. При этом большинство компаний дают оптимистичные прогнозы по состоянию рынка на 2018 год.

Каждому свое

По данным Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона, общий выпуск автоклавного газобетона в России в 2017 году составил около 11,6 млн м3, что более чем на 2% ниже показателей 2016 года.
По словам генерального директора компании "H+H" Нины Авдюшиной, снижение выпуска отмечено практически на каждом втором предприятии. При этом, хотя рынок падает второй год подряд, темпы этого процесса замедлились — по итогам 2016 года снижение объемов производства составило почти 10%. Что касается регионального рынка, по объемам потребления газобетон лидирует на строительном рынке Петербурга и Ленобласти. "С конца 2016 года применение газобетона в качестве основного материала на рынке Петербурга выросло на 5%: с 36% до 41%. На строительном рынке Ленобласти объемы потребления газобетона еще более показательны и стабильны: не менее 50%, то есть фактически каждый второй объект, в области возводится из газобетона", — подчеркнула Нина Авдюшина.
На рынке нерудных строительных материалов Северо–Запада в первой половине 2017 года наметилась тенденция роста, но уже во втором полугодии пошла отрицательная динамика. "Основной причиной небольшого снижения потребления стройматериалов стал рынок грузоперевозок. Мы наблюдали дефицит железнодорожных вагонов. Также ужесточились требования по автомобильным грузоперевозкам, в связи с чем перевозчики ездят с минимальной загрузкой", — пояснил управляющий "ЛСР. Базовые материалы" Сергей Бегоулев.
Производство строительных металлоконструкций в России в прошлом году осталось на уровне 2016–го, достигнув почти 1,7 млн т. По данным Росстата, объем производства лакокрасочных материалов достиг в 2017 году 958 тыс. т, показав прирост 10,2%, листового стекла — 108 млн м2 (+3,8), цемента — 54,7 млн т (–0,3%), шифера — 547 млн усл. плиток (–2,7%), бетона — 27,6 млн м3 (+1,8).

Палки в колеса

Производители стройматериалов в последнее время сталкиваются с новыми сложностями. В частности, основной причиной небольшого снижения потребления нерудных строительных материалов на Северо–Западе стали нормативы на рынке грузоперевозок.
"Разрешенная правилами нагрузка транспортного средства не соответствует нормам жизни. Перевозчик вынужден либо не соблюдать правила, либо совершать рейсы с существенной недозагрузкой. Более того, следуя существующим нормам, ни одна из имеющихся сегодня на рынке моделей самосвалов не может выполнять рейсы со штатной нагрузкой, соответствующей паспорту завода–производителя. Выполнение существующих норм при сохранении нынешних расценок на перевозки уже частично привело к существенному подорожанию материалов для конечного потребителя", — говорит Сергей Бегоулев.
По его словам, дальнейшее сохранение этого дисбаланса будет способствовать попыткам грузоперевозчиков работать вне правового поля, создавать благоприятную среду для различного рода коррупционных действий, поэтому необходимо привести законодательство в соответствие с существующими реалиями.
"Отрасль нуждается в наведении порядка на рынке грузоперевозок. Также драйвером развития сегмента могут стать крупные инфраструктурные проекты, которые являются самыми масштабными потребителями щебня и песка в том числе", — считает эксперт.
В свою очередь, Нина Авдюшина отмечает, что негативно на объемах выпуска автоклавного газобетона сказывается рост себестоимости производства. "Ежегодно прибавляют в цене сырьевые компоненты, растут тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы. К тому же любому производству периодически требуется мелкий ремонт или более комплексная модернизация, что также требует инвестиций. При снижении объемов строительства в регионах для многих местных предприятий финансовая нагрузка всех этих факторов становится непосильной, оттого завод порой выгоднее остановить, чем продолжать выпуск продукции", — подчеркнула она.

Не теряя оптимизма

Игроки рынка прогнозируют рост производства в большинстве сегментов рынка стройматериалов. "По нашим оценкам, в ближайшие годы доля присутствия газобетона на строительном рынке будет увеличиваться, в том числе благодаря курсу на энергоэффективное строительство. Особенно популярен газобетон на рынке частного домостроения, где из этого материала стоят загородные дома и коттеджи", — рассказывает Нина Авдюшина. По ее словам, также в регионе меняются требования к качественным характеристикам на рынке — наблюдается тренд к понижению средней плотности газобетонной продукции: если в целом по России более всего востребована газобетонная продукция плотностью 600 кг / м3 (D600), то в Северо–Западном регионе более популярны марки с низкими плотностями (D300, D400).
"Каких–либо серьезных опасений на 2018 год нет. Конечно, на рынок строительства и стройматериалов влияет уровень спроса, но в 2018 году мы ожидаем положительную динамику. Строительным компаниям мы рекомендуем выбирать продукцию от крупных и надежных производителей, поскольку риск закрытия небольших предприятий все еще остается", — добавляет Сергей Бегоулев.
В свою очередь, руководитель проекта города–курорта Gatchina Gardens Наталья Осетрова подчеркнула, что произведенные в России стройматериалы в целом практически не уступают зарубежным конкурентам. "Сегодня российские общестроительные, облицовочные и отделочные материалы достаточно конкурентоспособны. Если они производятся на заводе с соблюдением технологического процесса и контролем качества, то ничем не уступают своим иностранным аналогам. Отчасти линейки российских облицовочных и отделочных материалов не так разнообразны, как у зарубежных производителей. Но, на мой взгляд, грамотный проектировщик при участии дизайнера и заказчика всегда сможет подобрать оптимальные комбинации", — резюмировала она.