Накормить своих и чужих

Для российской пищевой промышленности, которая с 2014 года живет под знаменем импортозамещения, 2017 год в целом прошел довольно успешно.

За прошлый год объем производства пищевых продуктов вырос на 5,6% в сравнении с 2016 годом. Активнее других росли показатели производителей мяса и продуктов из рыбы (+27,6% г од к году), консервированных овощей (+30,3% г / г), круп (+7,7%), комбикормов (+7,8%), обращает внимание аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин.
А вот у производителей молока ситуация плачевная, переработчики жалуются на падение потребления молочной продукции, поэтому объемы производства молока в прошлом году упали на 2,4% г / г. Из–за понижения закупочных цен на сырое молоко тормозятся крупные инвестиционные проекты в молочном животноводстве. Похожая ситуация с соками, рынок показал падение на 15,3%. Сокращение рынка соковой продукции в России тоже отразилось на планах производителей. Петербургский производитель соков "Мултон", подконтрольный Coca–Cola HBC Russia, год назад закрыл в Петербурге производство на Софийской ул. и перевел мощности на другие свои заводы.

Повезем за рубеж

Тем временем российские пищевики успешно разобралась с нюансами экспорта. Оптимизация бюрократических процедур, развитие логистики и ценового конкурентного преимущества на фоне слабого рубля привели к росту экспорта пищевых продуктов. Так, доля продовольственных товаров и агропромышленного комплекса в структуре экспорта в долларах в 2017 году составила 5,8%. Категория показала рост на 21,3% (г / г) в долларах и на 23,3% в физическом объеме.
Одни из чемпионов российского импортозамещения — производители мяса. Но, так как в мясопереработке импортозамещение началось еще до введения эмбарго, результаты заметнее: в 2016 году обеспеченность России отечественным мясом выросла до 92%. Рынок свинины близится к насыщению, поэтому многие компании пережили банкротство. Другие ищут варианты развития. Один из передовиков производства — компания "Мираторг", лидер на рынке свинины и говядины, в прошлом году анонсировала проекты в смежных областях. Компания намерена попробовать себя в производстве молока, специй для маринада и даже открыла сеть бургерных.
Весьма популярным направлением для российских предпринимателей стало производство индейки, гусятины и мяса утки. Сейчас в России заявлены десятки новых проектов по производству индейки, практически все действующие предприятия планируют расширение. А вот попытки бизнесменов заместить импортные сыры своей продукцией натолкнулись на проблемы с сырьем. В итоге развиваются лишь небольшие локальные сыроварни, а крупные проекты заморожены.
Импортозамещение овощей и фруктов имеет естественное ограничение: климат в стране не позволяет выращивать бананы и апельсины, поэтому аграрии концентрируются на томатах, огурцах и борщевом наборе. В последний год наблюдается бум проектов в тепличной сфере, хотя далеко не все они доходят до реализации. Тем не менее развитие растениеводства на закрытых грунтах аналитики называют одним из самых перспективных направлений.

Крафт против гигантов

Непростая ситуация складывается у российских пивоваров. По оценкам компании "Балтика", в 2017 году падение российского рынка пива составило до 5% из–за ограничения производства и оборота пива в ПЭТ–упаковке объемом выше 1,5 л и холодного лета. Отъедают долю у крупных производителей коллеги из небольших крафтовых пивоварен. Доля региональных независимых заводов, мелких и средних крафтовых пивоварен c 2010 года увеличилась с 15 до 27,8%, подсчитало агентство Nielsen.
Игроки возлагают надежду на сегмент безалкогольного пива, который вырос по итогам года на 9,4% из–за серьезных инвестиций пивоваренных компаний в высокотехнологичное оборудование, бренд–маркетинг и торговый маркетинг. В прошлом году на рынке состоялась крупная сделка, лидер мирового пивного рынка Anheuser–Busch InBev (AB InBev) и турецкая Anadolu Efes договорились о слиянии своего бизнеса в России и на Украине, объединенная компания займет около 25% российского рынка пива.
Производители хлебобулочных изделий переживают непростые времена — в кризис потребление хлеба падает, плюс крупные производители испытывают давление со стороны мелких пекарен. Сейчас хлебозаводы выпускают лишь 70–72% общего объема хлеба и хлебобулочных изделий, еще 14–15% продукции производят цеха при супер– и гипермаркетах, 12% — малые пекарни. Производители делают ставку на линейку замороженных хлебобулочных изделий и производство хлеба на закваске, без использования дрожжей.
"Интерес потребителей к хлебам для сбалансированного питания и здорового образа жизни остается высоким, и "Фацер" продолжит развивать эту категорию", — рассказывают представители финской компании "Фацер". Ранее она анонсировала строительство нового завода, но отложила планы из–за увеличения сроков окупаемости проекта.
А вот производителям сладкого кризис сыграл на руку. Россияне в 2017 году съели рекордное количество кондитерских изделий — потребление выросло на 2% по сравнению с 2016 годом. Этот сегмент пищевой промышленности тоже интересуется экспортом. Так, компания "Любимый край" начала поставки печенья в США, Китай и ОАЭ.

Нет доходов — нет роста

Эксперты оценивают перспективы российской пищевой промышленности умеренно позитивно. Даже если рубль укрепится, а продуктовые контрсанкции против стран Запада отменят, развитие производств, инвестиции в качество, ассортимент и маркетинг позволят сохранить долю рынка отечественным производителям, убежден Тимур Нигматуллин. При этом динамику рынка поддержит восстановление реальных доходов населения, как и во многих других отраслях отечественной экономики. В ближайшее время рынок ждет однозначное увеличение доли отечественного производства и сокращение зависимости от импорта, констатирует аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев.