Яхтинг проплывает мимо

Нехватка инфраструктуры ограничивает возможности петербуржцев для занятия яхтингом.

По данным АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области", сегодня в Петербурге функционирует порядка 39 объектов, которые включают в себя лодочные станции и яхт–клубы.
Лишь несколько крупных марин имеют более–менее развитую инфраструктуру. Это яхт–клуб "Балтиец", Санкт–Петербургский речной яхт–клуб профсоюзов, Императорский морской яхт–клуб Санкт–Петербурга by Burevestnik Group, Крестовский яхт–клуб, яхтенный порт "Геркулес" в Лахте, яхтенный порт "Терийоки" в Зеленогорске, яхт–клуб "Восточный" в Рыбацком и яхт–клуб "Форт Константин" в Кронштадте. Остальные объекты скорее относятся к стоянкам с предложением минимального набора услуг.
"В мировой практике есть система классификации качества марин — класс А, В, С. А — это большая марина со всеми дополнительными сервисами: ресторанами, сауной, магазинами, яхтенной школой и т. д. На примере Центрального речного яхт–клуба профсоюзов могу сказать, что последняя марина, отдаленно напоминавшая класс А, закончила свое существование (сменился собственник, готовится к реконструкции. — Ред.). На данный момент у нас есть причалы, соответствующие наименьшему классу С по международной системе", — утверждает Ольга Придорогина, директор по продажам и маркетингу управляющей компании PORT 78.

Вдали от других

Отсутствие качественной инфраструктуры для обслуживания и стоянки яхтенных судов является одной из ключевых проблем развития яхтинга.
"К сожалению, только восточное побережье Финского залива и стоянки островов Ладожского озера являются пригодными для этого. И если в Ленинградской области существуют объекты для потенциального развития, то уже в Карелии они практически отсутствуют. Нехватка инфраструктуры для яхтинга (коммерческих причалов, заправок, кафе и магазинов в прибрежных зонах), а также информации для иностранных яхтсменов о том, где можно остановиться заправиться, купить продукты или получить медицинскую помощь в прибрежных зонах, отрицательно влияет на развитие отрасли", — констатирует Михаил Курдяев, начальник Управления пассажирского транспорта и портовой инфраструктуры АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области".
По словам Александрии Дубининой, менеджера по развитию загородного яхт–клуба "Кошкинский фарватер" (на Ладожском озере), крупнейшее пресноводное озеро Европы интересно иностранным туристам, и яхтсменам в том числе. "Наши партнеры из яхт–клуба "Форт Константин" презентовали наши яхт–клубы на выставке Helsinki Boat Show 2018 и рассказали, что зарубежные яхтсмены были очень заинтересованы возможностью путешествовать по Ладоге", — говорит она.
Так, "Кошкинский фарватер" за 4 года отстроил марину на 200 мест и обзавелся плавучей заправочной станцией, где владельцы плавательных средств могут заправить лодку дизтопливом, бензином и обеспечить бункеровку водой. Яхт–клуб также располагает слипом для спуска и подъема катеров длиной до 15 м. "В ближайшей перспективе планируем с нашими партнерами открыть сервис. У нас лучшие цены на стоянку и достойный уровень охраны", — добавляет Александрия Дубинина.
При этом после изменений требований в 2014 году контролирующих органов ("Речмортранснадзора") к процедурам оформления плавучих заправочных станций их количество уменьшается. Если до изменений их насчитывалось 24 в Петербурге и Ленобласти, то сейчас их число резко сокращается.
"По всем европейским нормам и представлениям комфортный дневной переход на яхте не должен превышать 30 миль. "30 миль" — именно так называется проект Европейского союза по развитию системы малых портов в восточной части Финского залива. А от финского или эстонского пункта пропуска до ближайшего российского (форт Константин) идти 80–100 миль, что многим не под силу", — заявляет об еще одной проблеме Кирилл Разумов, директор яхт–клуба "Форт Константин".

Не обеспечены местами

Всего в Петербурге около 2,5 тыс. оборудованных мест стоянки для судов свыше 5 м. "В целом все желающие разместить яхту и катер находят себе стояночные места, поэтому говорить о том, что у нас дефицит мест, я бы не стала. Вопрос в местоположении яхт–клуба, технической обеспеченности, в сервисе, который оказывается на берегу, безопасности стоянки, легитимности размещения судов на воде в конкретном яхт–клубе, а также стоимости услуг на стоянку", — считает Анна Шумейко, заместитель генерального директора Burevestnik North–West (управляющей компании Императорского морского яхт–клуба Санкт–Петербурга by Burevestnik Group).
Ольга Придорогина говорит о необходимости увеличения количества мест для стоянки яхт и катеров как минимум в 5 раз. "Для примера: в европейских городах, схожих по климату, — Хельсинки, Стокгольме — на 1000 жителей приходится два–три швартовых места. В Таллине — одно место для маломерного судна на 1000 жителей города. В Петербурге — это 0,2 места на 1000 человек. Это катастрофически мало. Развитие яхтенной отрасли, рынка услуг начинается с наличия инфраструктуры", — убеждена Ольга Придорогина.
По словам Кирилла Разумова, иностранных яхтсменов теоретически должен привлекать Петербург — один из культурных центров Европы, лауреат World Travel Awards как лучшая туристическая дестинация в мире в 2017 году, город музеев, прекрасной архитектуры, а также баров, крафтового пива и вкуснейшей еды. "Но статистика говорит об обратном. В 2017 году границу пересекло порядка 400 маломерных судов, а в Хельсинки в этом же году зашло около 10 тыс. яхт", — сравнивает он. Это связано с отсутствием в СПб качественной инфраструктуры для стоянки и информации о яхтенных портах, с неуверенностью иностранцев в своей безопасности и необходимостью оформления виз.