Бронь на спасение. Какие нарушения в системе безопасности отелей встречаются чаще всего

На долю конструктивных особенностей зданий, где размещены отели, приходится больше всего нарушений, связанных с безопасностью.

С 1 мая вступают в силу новые правила обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. До сих пор здания на этот счет проверяли раз в год, теперь исправность пожарной сигнализации и систем оповещения будут тестировать раз в квартал, а систем противодымной защиты, тушения и противопожарного водопровода — дважды в год. Делать это должен собственник объекта, а его будут проверять государственные контролирующие инстанции: раз в год — планово, а по мере необходимости — сколь угодно часто.
Это реакция на трагедию в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня", где сгорели, по последним данным, 60 человек. В преддверии чемпионата мира по футболу Роспотребнадзор особенно яростно проверяет инфраструктуру гостеприимства в тех городах, где пройдут матчи, — по поводу не только пожарной, но и санитарной и прочей безопасности. Однако единых требований, как должны выглядеть системы безопасности, в России не существует. Поэтому в большинстве отелей проверки сводятся к формальным бумажным отчетам.

Защита от опасности

По данным компании SGS (международная компания со штаб–квартирой в Швейцарии, специализируется на экспертизе, испытаниях и сертификации объектов различного назначения), которая проверила 11 тыс. гостиниц по всему миру, почти во всех из них были выявлены нарушения в сфере безопасности (см. "Основные проблемы..."). Больше всего (75%) нарушений касалось зданий: неправильно спроектированы и непрочно смонтированы ограждения на лестницах и балконах, ненадежны стены и перекрытия, не предусмотрены способы эвакуации людей с ограниченными возможностями, нет систем пожаротушения и т. д. Еще 15% нарушений пришлось на бассейны и сауны в гостиницах. Во многих российских отелях прячут спасательное оборудование для бассейнов (оно выглядит неэстетично), хотя оно должно быть расположено так, чтобы им быстро можно было воспользоваться. По той же причине сотрудники отелей прикрывают фильтры в бассейнах, говорит руководитель направления туризма и гостеприимства компании SGS Питер Хвидберг. Из–за нарушений правил безопасности в гостиничных бассейнах ежегодно погибает около 10 человек — обычно женщины, волосы которых засасывает в системы стока воды.
Остальные нарушения связаны с приготовлением и хранением пищи, а также с плохой санитарной обработкой: блюда слишком долго лежат на шведском столе и начинают портиться, или нарушена температура и влажность их хранения. "Часто собственники и управляющие гостиниц просто не знают, насколько их объект размещения защищен от потенциальных опасностей", — заключает Питер Хвидберг.
По словам заместителя генерального директора гостиницы "Астория" (Rocco Forte Hotels) Рене Детцена, лишь несколько отелей в Петербурге имеют записанные планы действий в чрезвычайных ситуациях — например, планы эвакуации при пожаре или порядок работы в случае теракта. "Это в основном отели с иностранным менеджментом или те, что входят в крупные международные сети. Например, у нас есть такой план, и мы регулярно проводим тренинги, привлекая специалистов из пожарных служб", — говорит Рене Детцен. Из–за отсутствия таких планов сотрудники гостиниц не знают, что делать в критических ситуациях.

Проверки с пользой

Отельеры отмечают, что в 2017–2018 годах проверок стало значительно больше. "У Роспотребнадзора на одну плановую проверку приходится 10 внеплановых, — говорит главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров России Константин Кривошонок. — Особенно участились проверки после того, как в прошлом году одна иностранная делегация, приехавшая в Москву на матчи Кубка конфедераций, неудачно поела в ресторане. Они потом сложно ехали в аэропорт и очень сложно летели. И выставили огромный штраф организации, которая занималась их размещением в России".
Правда, не всегда в нарушениях виноваты управляющие гостиницами. Например, они не могут проконтролировать качество воды. "Водоподготовка у нас хорошая, но состояние водопроводов плачевное, отсюда нарушения бактериологических показателей", — поясняет Константин Кривошонок. Однако состояние постельного белья, качество уборки в номерах и холлах многих отелей очень низкое, признает он.
В 2017 году по результатам проверок Роспотребнадзора суд приостановил деятельность 32 хостелов и гостиниц, сообщил Константин Кривошонок.
Впрочем, проверяющим инстанциям часто вообще не важно, есть нарушения или нет, уверен генеральный директор официальной гостиницы Государственного Эрмитажа в Петербурге Эдуард Бабаев: "Раз в 3 месяца проверяющие из госорганов приходят и говорят: извини, у меня план — нужно 30 тыс. рублей в кассу положить. И предлагают, чтобы гостиницы сами сказали, за что их оштрафовать". Эдуард Бабаев считает, что, пока госорганы будут работать по такому принципу, отчеты о мерах безопасности будут писаться для галочки.
По мнению Рене Детцена, гораздо эффективнее, чем государственные проверки, действуют отзывы об отелях в соцсетях и на специализированных туристических интернет–ресурсах. В SGS подсчитали, что 93% путешественников принимают решения о бронировании отеля на основе онлайн–отзывов.
"Роспотребнадзор тоже научился пользоваться Интернетом. И может прийти с проверкой, увидев негативный отзыв об отеле. Поэтому гостиницы, которые дорожат репутацией и не хотят проблем, стараются оперативно исправлять недочеты, указанные в отзывах", — говорит Константин Кривошонок.