Все ради футбола

"ДП" побывал на стройках самых резонансных объектов к чемпионату мира по футболу, срок завершения которых наступит в конце апреля, и посмотрел, в каком они состоянии.

Среди самых крупных проектов, которые Смольный готовит к мундиалю, — мост на остров Серный, участки ЗСД, несколько станций метро и набережная на Крестовском острове. В Петербурге с 14 июня по 15 июля пройдет семь матчей чемпионата, но сроки сдачи всех построек определены с запасом, это конец апреля — начало мая.

Серный мост

Мост на остров Серный, который строит ООО "Пилон" по контракту за 8,8 млрд рублей, должны открыть в конце апреля. Этот мост кривой линией соединяет Васильевский остров с Крестовским, где нагрузка на инфраструктуру во время мундиаля будет самой сильной. Место не слишком живописное, со стороны Васильевского мост окружает промзона. Вечером возле моста много техники и мало людей. Вплотную друг к другу стоят подъемные краны. Несколько рабочих в оранжевых куртках уверенно заявляют, что работа закончится в срок: уже укладывают асфальт, осталось только покрыть мост вторым слоем. "Зимой работать — это нормально, мы всегда зимой работаем, не только на этом объекте, — спокойно рассказывает один из строителей. — Вообще все нормально будет. Все по плану, без паники".
Примерно то же самое говорит застройщик. Движение по Серному мосту обещают запустить 30 апреля. В начале марта председатель совета директоров "Пилона" Мевлуди Блиадзе во время проверки вице–губернатора Игоря Албина признался, что "сильные морозы немного помешали", но заявил, что "работа идет круглосуточно и обязательства будут выполнены". Вантовую систему на мосту закончили монтировать 4 апреля, после этого мост выглядит почти завершенным, со стороны кажется, что по нему уже можно проехать.
В середине апреля на фасаде одного из домов на Ремесленной ул. появилась белая растяжка длиной пять окон с красной надписью "Мы не хотим жить под мостом!". Расстояние от моста до дома — 65 см. Жители дома 1914 года постройки жалуются на шум, трещины в стенах, технику, которая блокирует выходы из парадных. Они требуют расселения, написали петицию, которую пока подписали 696 человек. В группе "ВКонтакте" выкладывают фотографии ответов чиновников на свои письма. Так, письмо, адресованное президенту РФ, перенаправили в Смольный, а ответ пришел из комитета по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП), что дом не является памятником архитектуры, поэтому КГИОП за него не отвечает. "Нам объясняют, что мундиаль — это очень важно, но он въехал в Петербург как танк и сносит все на пути", — пишут участники группы "дома под мостом". "Мы устали, — говорит жительница дома на Ремесленной ул. Елена Федотова. — Постоянно получаем от разных ведомств отписки. На прошлой неделе мне позвонили из Петроградского жилищного агентства и сказали, что могут провести экспертизу, но только за наш счет".

Южная дорога

Еще один резонансный проект — набережная на Крестовском острове. Сейчас четная сторона Южной дороги на Крестовском острове, которая выходит к Малой Невке, — это череда ям и холмов из песка, строительной техники и луж. Среди них два ресторана — Sunday Ginza и Villa Zimaletto. Фасады ресторанов — из стекла и пластика, как торговые павильоны, а на другом берегу — многоквартирные дома Морской наб. и Петровская коса с яхтами, гаражами и синими бытовками. До ближайшего метро далеко, людей немного: место, по крайней мере сейчас, не самое приятное для прогулок.
Улица перекопана, но забора и информационного щита с указанием заказчика и исполнителя работ нигде нет. Рабочие, которые что–то копают возле Sunday Ginza, на вопрос, что они делают, отвечают: "А вы не видите?" На вопрос, почему нет щита: "Если хотите, поставьте". На вопрос, что здесь будет: "Теннисные корты".
До 2016 года в начале четной стороны Южной дороги работал детский теннисный центр, а вся остальная часть улицы была заполнена ресторанами и клубами — "Мед", "Воздух", "Южный". В 2014 году Смольный впервые представил проект реконструкции набережной, по нему большую часть ресторанов должны были снести. Проект включал деревянные тротуары, смотровые площадки и открытый бассейн. Теннисные корты с надувными крышами, похожие на белые подушки, должны были остаться: в представленной чиновниками модели они видны над головами нарисованных гуляющих людей.
Клуб "Воздух" был одним из долгожителей Южной дороги, его владельцы гордились, что привозили в Петербург звезд клубной музыки, таких как Дэвид Гетто или Тиесто. Со стороны фасада клуб походил на стеклянно–пластиковый торговый центр, а во дворе, ближе к реке, работала танцплощадка — почти такой же деревянный пирс из проекта Смольного. В 2015 году "Воздух" организовал круглый стол, на который приглашенные чиновники не пришли. После рассказа о том, что планировать сколько–нибудь значимые концерты теперь невозможно, владелец клуба Дмитрий Колоницкий заявил, что план реконструкции провальный: "Мы каждый год подвозим на набережную 30–40 машин песка — и его смывает. Деревянный настил снесет первым же ветром". Вложения рестораторов в эту часть острова он оценил в 800 млн рублей.
Несмотря на протесты бизнеса, один за другим рестораны начали сносить. Не сохранились и корты, хотя они присутствовали в визуализации, которую представил Смольный. Кортами, построенными в 2007 году, владело ООО "Предприятие Диапазон".
"По договору аренды мы построили 10 кортов, где занимались около 500 детей, — говорит гендиректор "Диапазона" Андрей Цветков, стоя напротив места, где был теннисный центр. — В 2016 году наши выпускницы Катя Крохина и Наоми Кузьмина стали первыми петербурженками — чемпионками России в парном разряде".
Он рассказывает, что при Валентине Матвиенко несколько участков выделили специально для постройки кортов. "Она понимала, что ни один нормальный человек даже при десятилетней аренде не будет тратить большие деньги, — продолжает Цветков. — Поэтому было принято постановление, по которому, если арендатор построил спортивный центр, а не водку разливал, договор автоматически продлят. И мы построили — за полмиллиарда рублей. Видите голубые ели?"
На одном из участков дороги рабочих от проезжей части отделяет живая изгородь из елок высотой 3–4 м.
"Они стоили 10 млн рублей. Честно говоря, мы думаем их выкопать. Почему нас снесли, мы так и не поняли, началось все в 2016 году с закрытого совещания, где были чиновники нескольких комитетов. Мы предлагали что угодно: построить бассейн, который есть в проекте, подвести к нему горячую воду, построить вместо надувных крыш кортов стеклянные или написать на них что–нибудь. Мы на что угодно согласились бы, хоть на "Слава губернатору".
В 2017 году центр все же снесли, но корты в проекте Смольного остались. Причем они должны работать только летом, а зимой на этом месте власти планируют заливать каток. В феврале 2018 года был утвержден план развития прибрежной части Приморского парка Победы, то есть той самой Южной дороги. По этому плану до марта на набережной должны были демонтировать подземные коммуникации на месте снесенных ресторанов, восстановить освещение и отремонтировать пляж. Владельцы двух последних ресторанов по условиям аренды должны участвовать в благоустройстве. Работы, по плану, должны закончиться к концу апреля. "Если они успеют, я съем свою теннисную ракетку", — заявляет владелец "Диапазона" Роман Курбатов.
Об остальных объектах читайте в полной версии репортажа на dp.ru