Краткая история санкций. Часть II. Монографический обзор

  

Наталья Еремина, доцент СПбГУ:
Начало - 16 апреля.
Череда последних санкций явно используется для реализации целого набора целей – и геополитических, и экономических. И в очередной раз они направлены на изоляцию России. При этом пакеты санкций разрабатываются и принимаются на фоне Минских соглашений или после миролюбивых жестов России. Санкции носят как персональный характер, так и направлены на конкретные секторы в экономике, прежде всего, банковский, финансовый, нефтегазовый, оборонный и научно-производственный. Отдельные санкции были приняты в отношении Крыма и его населения в целом. Более того, 12 декабря 2014 г. в США даже был принят закон о санкциях, который давал президенту возможность вводить новые санкции. В 2014 г. санкции были наложены на «традиционные» и ассоциирующиеся с Россией товары – на меха, икру и алмазы. Таким образом, самое большое число санкций было наложено на Россию именно в 2014 г. под предлогом украинского кризиса. И если сначала не ясно было, как и в каком объеме использовать санкции, то после того, как был сбит малазийский "боинг", притом, что материалы расследования были засекречены, перед санкциями не осталось препятствий. Важно, что к санкциям присоединились, фактически без обсуждений, все американские сателлиты.
В 2015 г. санкции были продлены и продолжены, прежде всего, в области поставок оборудования по добычи нефти, а также против оборонных предприятий и ряда российских граждан. В 2016 г. мы наблюдали ту же тенденцию. При этом Б. Обама вообще продлил санкции против России на неопределённый срок. В этом же году были введены специальные санкции против ФСБ и ГРУ, высланы 35 российских дипломатов и закрыт доступ к двум объектам российской дипломатической собственности. В этом же году США ввели санкции против 5 российских оборонных предприятий под предлогом их сотрудничества в ядерной области с Ираном, Северной Кореей и Сирией. В 2017 г. США ввели санкции уже против 8 российских компаний. Также в 2017 г., уже при Д. Трампе, Конгресс принял закон об ужесточении санкционного режима против России, Ирана и КНДР. Согласно этому закону каждые полгода собирается информация обо всех экономических связях России, о ее компаниях, активах и т.п. Кроме того, был введен запрет физическим и юридическим лицам сотрудничать с компаниями из РФ в различных энергетических проектах.
Та же тенденция сохранилась и в текущем, 2018 г., – был расширен черный список лиц и предприятий. Совсем недавно были введены персональные санкции в отношении бизнесменов Олега Дерипаски, Игоря Ротенберга и др. Санкции также были наложены на российские компании, в частности Русал, Агрохолдинг Кубань, ГАЗ и др.
В этом же году начался новый виток дипломатической войны, когда из-за так называемого «дела Скрипаля» многие страны-сателлиты США, солидаризируясь с Британией, выслали российских дипломатов. Большее число выслали как раз США – 60 дипломатов. Также было закрыто генконсульство в Сиэтле.
Таким образом, перед нами открывается в некотором смысле безбрежная картина постоянной санкционной войны против России, инициаторами которой выступали исторически сначала британцы, а затем американцы. В текущий период ситуация осложняется тем, что теперь они накладывают ограничения вместе, а к ним примыкают и другие страны, солидаризирующиеся с ними. При этом американцы с большой тщательностью относятся к санкциям, принимая под них специальные законы, обосновывающие их право накладывать любые ограничения на любых международных игроков. А само право США уже довольно часто называют моделью для остальных стран, ставя между национальным и международным правом знак равенства.
Каков же может быть ответ России в такой ситуации?
Уже при Иване Грозном страна старалась ответить на санкции. Тогда И. Грозный  нанял датского пирата, грабившего чужие корабли, препятствовавшие торговле русских купцов. Мы также наблюдали в разные периоды так называемые «асимметричные» ответы, среди которых, например, закон Димы Яковлева, который погиб в США в приемной семье. В банковской сфере Росфинмониторинг ввел требование банкам сообщать обо всех операциях клиентов, которые являются резидентами стран, принявших антироссийские санкции. В 2014 г. мы запретили ввоз ряда сельскохозяйственных продуктов на территорию России – польских яблок, французских сыров и т.п.
Антироссийские санкций в тот период и в последующее время вполне объясняются стремлением США противодействовать политике России по укреплению позиций и в Европе, и в Азии. Поэтому главный ответ России в санкционной войне должен заключаться в том, чтобы стать настолько сильными и мощными, что санкции становятся совершенно бессмысленными.
Кто выигрывает от санкций?
В глобальном экономическом мире санкции становятся обоюдоострым оружием, и того эффекта, который мог бы наступить от введения санкций, например, в XVI-XVIII вв., уже нет. Тем не менее, поскольку они, как правило, являются выборочными и зависят от того, насколько глубоко сотрудничают государства, очевидно, что именно США выигрывают от антироссийских санкций, продвигая свои экономические интересы, в частности в отношении сланцевого и сжиженного газа. В то время как государства Европы проигрывают от санкционного режима. При этом сотрудничество даже в высокотехнологичном производстве между предприятиями разных стран все равно продолжается. Интересно, что часто антироссийскими санкциями США вредят и себе, и другим странам. Так, после закрытия авиасообщения в результате сбитого корейского авиалайнера в 1983 г., американские авиакомпании стали терпеть убытки из-за перекрытого пространства. А в 2015 г. из-за американских санкций пострадали, например, компании Кипра и Финляндии, что привело к некоторому напряжению между ними и США. Также в 2016 г. американцам пришлось отказаться от санкций против Рособоронэкспорта из-за контрактов с ним по обслуживанию вертолетов в Афганистане.
Таким образом, санкции – это инструменты экономической конкуренции и геополитической борьбы. Сейчас эти две цели абсолютно слились воедино, что позволяет таким странам, как США, вводить санкции против других государств, прежде всего, против России. Санкции позволяют конкретному государству решать свои проблемы и реализовывать свои задачи за счет других государств -  страны, против которой налагаются санкции, и стран, которые к ним присоединяются. Проблема санкционного института будет только нарастать в условиях частичной потери суверенитета рядом европейских государств, которые привыкли во всем солидаризироваться с США и даже не запрашивают обоснования для ввода санкций. Кстати, военный аспект санкций подтверждается тем, что санкции часто направлены против научных и производственных комплексов, связанных с оборонным производством. Единственный надежный способ решения проблемы санкций, который нам известен из исторического опыта России, - быть в высокой степени самодостаточными, обладать всеми средствами обороны и развивать мощное государство.