16:1912 апреля 201816:19
943просмотров
16:1912 апреля 2018
Екатерина Осипович, компания Essilor:
12 апреля 1961 года. Никогда прежде человек не путешествовал на такие расстояния. Прошло ровно 57 лет с того дня, когда Юрий Гагарин сделал круг почета вокруг Земли и стал первым «космическим путешественником». С тех пор 12 апреля в России празднуют День космонавтики.
Известно, что при подъеме на околоземную орбиту человек вначале приобретает поразительную остроту зрения. Американский астронавт Гордон Купер в 1963 году говорил: «Днем Земля имеет преимущественно голубоватый оттенок… Я мог различать отдельные дома и улицы в такой безоблачной и сухой зоне, как район Гималайских гор… Я разглядел паровоз, заметив сначала его дым… Я видел также след корабля на большой реке в районе Бирмы — Индии… и яркий оранжевый свет от британского нефтеочистительного завода к югу от города Перт в Австралии».
Можно было бы заподозрить Купера в слишком богатом воображении, но похожие впечатления в разные годы описывали и другие американские и советские покорители космоса. Еще одна необычная особенность зрения в космосе — неспособность человека точно определить форму предмета из-за отсутствия полутеней. А при высокой скорости полета видимые объекты словно вытягиваются по направлению движения космического судна и звезды начинают казаться конусовидными.
К сожалению, продолжительные полеты часто вызывают ухудшение зрения, причем оно может остаться неидеальным даже после возвращения на Землю. Ученые на конференции Радиологического общества Америки в Чикаго назвали причину этого явления: в невесомости нарушается циркуляция спинномозговой жидкости и деформируется глазное яблоко.
Ассоциация университетов по изучению космоса в Хьюстоне уточняет, что проблема кроется в деформации диска оптического нерва, из-за чего между капиллярами и сетчаткой появляется зазор. Среди других возможных причин дефектов зрения некоторые исследователи называют усиленный приток крови к голове, особенности рациона и высокий процент углекислого газа на борту космического судна, из-за которого глазные сосуды расширяются. Миопия (близорукость) в космосе может развиться и из-за того, что у глаза почти нет ориентиров для фокусировки.
Интересно, что проблема ухудшения зрения коснулась исключительно мужчин, потому что женские сосуды более эластичны. Кроме того, женщины-космонавты в среднем моложе мужчин той же профессии, а потому обладают более крепким здоровьем.
Хотя ученые до сих пор спорят о причинах изменений и заболеваний зрения в условиях невесомости, ясно одно: длительное пребывание за пределами атмосферы Земли опасно для здоровья глаз. Около половины участников долгих полетов отмечали у себя развитие гиперметропии (дальнозоркости). Исследователи полагают, что длительное нахождение за пределами Земли может и вовсе привести к слепоте. По другим данным, на проблемы со зрением жалуются 60% космонавтов. Есть и еще одна угроза: в космосе уровень ультрафиолета намного выше, чем на поверхности Земли, где 57% УФ-лучей поглощается атмосферой. Поэтому увеличивается риск получить ожог сетчатки, если не использовать мощные средства защиты зрения, например смотровые щитки на шлемах космонавтов.
Что интересно, некоторые покорители космоса носят очки, хотя это и плохо сочетается со стереотипами об этой профессии. Один из таких людей — Валерий Поляков, который в 1994–1995 годах совершил самый длительный за всю историю космический полет продолжительностью 15 месяцев. Тогда Полякову было 52 года, поэтому ему было бы непросто обойтись без специальных линз для коррекции пресбиопии — так называемой «возрастной дальнозоркости», которая естественным образом возникает у людей после 40–45 лет. Поэтому на протяжении полета Валерий Поляков пользовался очками с прогрессивными линзами Crizal Varilux. Такие линзы позволяют видеть на всех расстояниях одинаково четко, избавляя от необходимости иметь при себе две пары разных очков: для близи и для дали. Он стал первым, кто испытал действие прогрессивных линз для очков в невесомости, причем весьма успешно.
И все же не стоит забывать, что беречь зрение на Земле не менее важно, чем в космосе. Ведь красота нашей голубой планеты стоит того, чтобы видеть ее четко.