Субаренда еще поживет

Запрещая субаренду, Смольный борется не с малым бизнесом, а с девятью рантье. После обсуждения проблемы с предпринимателями запрет на субаренду решили отложить до окончательного решения суда.

Еще 29 марта "ДП" первым написал о разработанных поправках в городской договор на размещение нестационарных торговых объектов (НТО). Речь шла о запрете так называемой субаренды. Предприниматели же считают, что в киосках, размещенных на городской земле, они сдают в аренду свое оборудование, Смольный настаивает, что сдавать оборудование без участка невозможно. Материал вызвал бурю обсуждений в предпринимательском сообществе, так как запрет субаренды касается нарушения конституционных прав человека — владения и распоряжения своим имуществом. Тем более что Верховный суд РФ уже выносил прецедентные решения на эту тему: субаренда разрешена в большинстве регионов РФ.

Борьба с рантье

Вчера впервые за круглый стол с немногочисленными представителями малого бизнеса сели пять ответственных чиновников комитета имущественных отношений (КИО), которые весьма откровенно повели разговор о субаренде и о том, почему ее хотят запретить в Петербурге. "После расследования комитета мы выяснили, что в городе всего девять компаний, которые делят между собой большую часть рынка НТО", — сказала Марина Янкина, заместитель председателя КИО. Назвать компании поименно она отказалась, подчеркнув, что это именно бенефициары, то есть конечные пользователи, а договоры аренды или размещения могут быть заключены на иные компании и лица. Уточнить, какую именно долю рынка занимают "эти рантье", в КИО обещали позже.

Главка

Земельные участки для размещения киосков разыгрывают на городских аукционах. Их цель — дать возможность работать малому бизнесу, и это преференция. Но участие в аукционах для предпринимателей затруднено. Как отметил Владимир Меньшиков, председатель совета НП "Союз малых предприятий Петербурга", спекулянты на аукционах по–прежнему "загоняют цены в космос", а потом, не уплачивая арендную плату, бросают объект, успевая, однако, поработать на нем несколько месяцев и сдавая его в субаренду по астрономической цене. По словам Марины Янкиной, за 2017 год по результатам аукционов было заключено 120 договоров, но сколько из них до сих пор действующие, ответить затруднилась. Однако в целях борьбы со спекулянтами с нового арендатора участка теперь берется залог в сумме годовой арендной платы. Как отметили предприниматели, пару месяцев можно успеть продержаться на участке и без залога. Марина Янкина пожаловалась, что в комитете устали бороться с незаконной торговлей, инициировать сносы. "Ведь это же средства городского бюджета, а он ограничен", — сказала чиновница. В настоящий момент КИО судится с двумя компаниями, с которыми расторгли договор аренды из–за субаренды. Это ООО "Стимул" и ООО "Афина" (первый спор "Афина" выиграла, но КИО подал апелляцию). Окончательного судебного решения на тему законности субаренды в Петербурге пока нет. Он может появиться через 6–10 месяцев. Однако, как подчеркивают в КИО, "запрет окончательно не отменен, поэтому предприниматели должны соблюдать предусмотренные условия договора, а за комитетом сохраняется право применять санкции в случае их нарушения".
Подытоживая дискуссию, Марина Янкина отметила, что "принимать решение о внесении запрета в договор преждевременно", а Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга, подчеркнул, что вопрос должен все–таки пройти оценку регулирующего воздействия.
В кулуарах встречи чиновники признавали, что главное зло в вопросе НТО — это сами аукционы, их должны проводить по закону.