Подходящая "Сумма"

На фоне ареста миллиардеров Магомедовых петербургская УК "Арсагера" решила обанкротить Дальневосточное морское пароходство, входящее в группу "Сумма".

Впятницу на портале "Федресурс" было опубликовано сообщение петербургского УК "Арсагера" о намерении подать на банкротство ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) — одной из крупнейших российских судоходных компаний, известных в мире под брендом FESCO. Решение Арбитражного суда Москвы о взыскании долга 2,7 млн рублей за 2,3 тыс. облигаций компании 2010 года выпуска вступило в декабре 2017 года после неполного года судебных споров в трех инстанциях. Теперь, говорят эксперты, после публикации на "Федресурсе", "Арсагера", по новым правилам закона "О банкротстве", обладает практически бесспорным правом инициировать процедуру банкротства ДВМП и назначить там своего временного управляющего. А на фоне всем известных уголовно–правовых проблем у бенефициаров должника, братьев–миллиардеров Зиявутдина и Магомеда Магомедовых (которые были арестованы недавно по обвинению в хищении 2,5 млрд рублей бюджетных средств), это право может оказаться востребованным их конкурентами либо специалистами, зарабатывающими на проблемах крупных компаний.

?Заработай сам

FESCO — структура группы "Сумма" братьев Магомедовых. Компания владеет грузовым флотом общим дедвейтом более 250 тыс. т, а также терминалом Владивостокского морского порта (пропускная способность — 3,08 млн т генеральных грузов и нефтепродуктов, 150 тыс. автомобилей и 450 тыс. TEU). Выручка компании по МСФО за первое полугодие 2017 года (последняя опубликованная отчетность) составила 19,1 млрд рублей.
УК "Арсагера" — давний игрок на финансовом рынке. Она эффективно управляет небольшими пакетами акций и облигаций крупных публичных компаний (таких, как "Газпром", "Роснефть", "Мечел" и др.), активно пользуясь при этом возможностями, предоставляемыми судебной системой (что сами эмитенты бумаг склонны были характеризовать как гринмейл). Однако, по словам заместителя председателя правления УК "Арсагера" Евгения Чистилина, покупка облигаций ДВМП не была спекулятивной: "Мы купили эти бумаги в 2016 году, но задолго до дефолта, когда они считались сверхнадежными. Поэтому о супердоходности для нас сейчас речи не идет: вернуть бы свое. Эмитент никак не реагировал на наши претензии и судился до последнего. Посмотрим, что он скажет теперь".

Спорный характер

В самом ДВМП сообщение на "Федресурсе" назвали провокацией: "Требования УК "Арсагера" на 2,7 млн рублей, которыми она мотивирует свое заявление, спорны, наша компания продолжает их оспаривать в судебном порядке. Учитывая размер чистых активов ДВМП, которые по состоянию на 31 декабря 2017 года составляют 17,9 млрд рублей, заявления о наличии у компании признаков несостоятельности не соответствуют действительности и носят провокационный характер. Компания работает в штатном режиме".
Эксперты банкротного рынка признают, что погасить долг 2,7 млн рублей компании уровня FESCO не составит труда. "В любом случае, — говорит партнер "Апелляционного центра" Владимир Полуянов, — публикация на "Федресурсе" — это хороший повод для начала диалога. Хотя бы потому, что у этого диалога есть четко ограниченные процессуальные сроки".
"Чтобы погасить такой долг, не требуется решение бенефициара, поэтому не важно, где таковые сейчас находятся, — рассуждает Инна Вавилова, управляющий партнер "Прайм эдвайс". — Единственное, что теоретически может этому помешать, — это если к моменту, когда желание погасить возникнет, у компании будут арестованы все счета".