Кто тут крафтовее. Организаторы трех фестивалей авторского пива в Петербурге не смогли поделить календарь

Слева направо: Илья Бортнюк, Роман Навроцкий и Юрий Катунин
Автор фото: Фото: Сергей Ермохин, из личных архивов Романа Навроцкого, Юрия Катунина.
Слева направо: Илья Бортнюк, Роман Навроцкий и Юрий Катунин
Автор фото: Фото: Сергей Ермохин, из личных архивов Романа Навроцкого, Юрия Катунина.

В последних числах апреля в Петербурге состоится сразу три фестиваля крафтового пива – Old Skull Fest, St. Petersburg Craft Weekend и St. Petersburg Craft Event. Организаторы всех трех фестивалей когда-то начинали работать вместе, но впоследствии разошлись и теперь воют друг с другом, проводя мероприятия в один день.

29 и 30 апреля 2018 года в Петербурге в разных частях города пройдет сразу три фестиваля крафтового пива. Это не стечение обстоятельств, не маркетинговый ход, а настоящая война организаторов фестивалей: команды ресторана KwakInn Club, продюсера Stereoleto Ильи Бортнюка и идеолога движения любителей крафтового пива Craft Brew Riots Юрия Катунина.
История этого противостояния началась 2 года назад, когда идея создания большого городского фестиваля крафтового пива только появилась. Тогда все три стороны начинали работать над организацией мероприятия совместно. У каждого из участников есть своя версия и интерпретация произошедшего.

Илья Бортнюк, проводит St. Petersburg Craft Event

Илья рассказывает, что 2 года назад пришел в KwakInn Club и предложил владельцам заведения сделать фестиваль крафтового пива. Договоренность была простая — рестораторы привлекают пивоваров, а он занимается всем остальным. Новые партнеры Ильи, которые сейчас проводят St. Petersburg Craft Weekend без него, также пригласили поучаствовать в организации Юрия Катунина. Однако еще на стадии обсуждения концепции мероприятия сами же отказались от сотрудничества с ним. Илья Бортнюк считает, что теперь Юрий Катунин делает мероприятие Old Skull Fest, раньше проходившее осенью, в тот же день, что и St. Petersburg Craft Weekend, просто из чувства противоречия. В декабре 2017 года продюсер Stereoleto и сам вышел из числа организаторов и объясняет это разным видением формата мероприятия.
По словам Ильи Бортнюка, бывшие партнеры в одном из электронных писем признали его право использовать бренд St. Petersburg Craft Weekend. При этом на деле, по версии Ильи, его бывшие партнеры развернули настоящую кампанию против его нового мероприятия и всячески пытаются дискредитировать его в социальных сетях и информационном поле.
"Я считаю поведение своих бывших партнеров очень странным, нелогичным, и, мягко говоря, неспортивным. Например, мы вышли в анонс и продажу 1 февраля, они вышли в анонс и в продажу спустя 2 недели после нас и анонсировали свой фестиваль в ту же дату. Они утверждают, что основная причина нашего расставания такова: я предложил им рассмотреть вариант титульного спонсорства фестиваля, один из банков готов был им стать, но в обмен на поддержку название банка должно было появиться в названии фестиваля. Мои бывшие партнеры этого не хотели. И как будто я предложил все это в ультимативной форме, но это не соответствует действительности. Сейчас мне предъявлена претензия за использование элементов логотипа фестиваля, хотя я могу им пользоваться как совладелец бренда. Если честно, я не удивлюсь, если с их стороны будут предприниматься еще какие-нибудь шаги — письма в налоговую, МЧС и так далее. Вообще, я считаю, что все их поступки основаны исключительно на амбициях и желании показать, кто тут крафтовее", — рассказывает Илья Бортнюк.
Сейчас в списке партнеров St. Petersburg Craft Event более 40 различных пивоварен. По оценке Ильи Бортнюка, вложения в организацию мероприятия составят около 4 млн рублей, а выручка — 5 млн рублей, то есть он сможет заработать до 1 млн рублей.

Роман Навроцкий, St. Petersburg Craft Weekend

Бывший партнер Ильи Роман Навроцкий делится другой версией событий и настаивает на том, что разлад произошел после того, как Бортнюк выставил ультиматум: или мы делаем фестиваль под вывеской банка или не делаем вообще.
"Наша команда готовилась сделать большой пивной фестиваль. Илья появился случайно. Он отвечал только за музыку. К пивным делам мы его не допускали. Работой Ильи были недовольны. Когда он стал лоббировать банк в качестве генерального спонсора, мы с ним расстались. Он, со своей стороны, утверждает, что это неправда. Как бы то ни было, мы просто сменили операционного партнера, так как Илья, наш предыдущий партнер, перестал нас устраивать. Кроме того, мы уже начали судебную процедуру по защите своих авторских прав на бренд", — рассказывает Роман Навроцкий.
На вопрос о том, почему нельзя было провести St. Petersburg Craft Weekend в другой день, организатор ответил, что фестиваль исторически проходил в последние дни апреля и было принято решение не нарушать эту традицию. Объявить о своем мероприятии раньше Бортнюка у команды St. Petersburg Craft Weekend не получилось потому что затянулись переговоры с "Ленэкспо". В фестивале примут участие более 70 пивоварен, некоторые из которых приедут из-за рубежа.
Затраты на организацию мероприятия составят около 6 млн рублей. При этом организаторы говорят, что приоритетная цель не прибыль, а имиджевые дивиденды. В описании фестиваля заявлено 7 тыс. ожидаемых участников. При цене входного билета в 400 рублей выручка только с этого направления может составить около 2,8 млн рублей, однако есть еще доход от продаж и спонсорства, но эти цифры организаторы не назвали.

Юрий Катунин, Old Skull Fest

Самая простая позиция в этой истории у Юрия Катунина. Он сообщил, что ему абсолютно все равно, проходят ли в тот же день альтернативные фестивали крафтового пива, потому что на своем мероприятии он, в отличие от всех остальных, не пытается заработать.
Катунин рассказал, что его действительно позвали в команду, которая должна была делать самое крупное петербургское мероприятие в сфере крафтового пива, однако в последний момент "предательски" сообщили, что в его участии не нуждаются.

Вредный конфликт

Петербургские пивовары относятся к этой истории с юмором и сожалением. Управляющий партнер ресторанной группы Beer Family project и директор Василеостровской пивоварни Николай Митчин считает, что проведение трех содержательно очень похожих мероприятий в один день нивелирует главную цель фестиваля — знакомство с культурой потребления пива.
"Для посвященной аудитории все это действительно выглядит как цирк, причем у каждого из этих актеров есть свое объяснение, почему они делают этот фестиваль в один день. Я надеюсь, что финансовые результаты мероприятий заставят организаторов договориться и сделать один классный фестиваль. Как человек, заинтересованный в развитии культуры употребления пива, я буду участвовать во всех трех мероприятиях и хочу жить в мире и согласии с каждым из организаторов. Надеюсь, и они придут к соглашению", — сообщил Николай Митчин.
Один из опытнейших организаторов фестивалей и создатель Российского ресторанного фестиваля Александр Сысоев и вовсе назвал этот конфликт определенным прецедентом, подчеркнув, что в таких ситуациях единственный верный способ решения проблемы — переговоры. Впрочем, судя по всему, в этой ситуации переговоры уже не помогут.