Больше "Нетто"–перспектив

СПб. Одна из старейших продовольственных сетей магазинов "Нетто" ведет переговоры о переуступке прав аренды почти 30 магазинов своим конкурентам.

Старейшая петербургская сеть магазинов "Нетто", насчитывающая 43 торговые точки в Петербурге и Ленобласти, серьезно сокращает свое присутствие на рынке. Ретейлер активно ведет переговоры с петербургскими сетями о продаже части бизнеса, рассказали "ДП" топ–менеджеры двух петербургских продовольственных сетей.
"Нетто", похоже, пытается избавиться практически от половины своих объектов, говорит один из ретейлеров, а по словам другого источника "ДП", "Нетто" намерена сократить сеть до 10 магазинов.
О закрытии десятка магазинов знают и три поставщика ретейлера.
По версии участников рынка, более 20 магазинов отойдут конкурентам — "ТД "Интерторг" (бренды "Народная 7Я", супермаркеты "ИдеЯ" и SPAR), еще семь–восемь заберет "Семишагофф".

Завершим к маю

"Нетто" — одна из старейших сетей на рынке Петербурга. Первый магазин открылся в августе 1991 года. Компанию контролирует Сергей Гаскевич, по итогам 2016 года выручка сети составила 4,8 млрд рублей. На начало 2017 года компания имела 49 магазинов под брендом "Нетто" и три супермаркета "Смарт", сегодня на сайте ретейлера указаны адреса 43 точек "Нетто".
"Компания планирует закрыть в ближайшее время восемь магазинов. Сделку с "Интерторгом" о продаже 20 магазинов не подтверждаем. Переговоры о продаже бизнеса не ведем", — ответили в "Нетто" на официальный запрос "ДП".
При этом в самом "Интерторге" рассказали о готовящейся сделке: "Мы забираем 25 магазинов, и сделка должна завершиться к маю. Это переуступка прав аренды. Примерно на 15 объектах откроется "Народная семья", в остальных — SPAR".
Совладелец "Семишагофф" Виталий Поздеев сообщил в разговоре с корреспондентом "ДП", что никакие документы не подписаны, и предложил перезвонить через месяц.

Непростые времена

Участники рынка считают, что "Нетто" переживает непростые времена и может не дотянуть до конца года. Несколько поставщиков говорят о том, что "Нетто" якобы уже сейчас плохо рассчитывается с контрагентами.
По данным картотеки Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, в 2018 году к операционной компании сети "Нетто" ООО "Нордик–Нева" подано уже 39 исков, за весь 2017 год — 60. В то время как в 2016 и 2015 годах исков было лишь 21 и 13 соответственно.
"Менеджеры сети пытались конкурировать по цене с федеральными игроками, сильно демпинговали, а в итоге не выдержали. К тому же они никак не обновляют свои магазины", — констатирует совладелец одной из крупных петербургских торговых сетей.
"Покупатель мигрирует, ищет акции. И тут вопрос расходов предприятия, их оптимизации, кредитной нагрузки, да и целей владельцев. В рознице сложно сейчас, и некоторые могут просто устать — легче продать в том или ином виде", — добавляет коммерческий директор другой локальной продуктовой сети.
Ранее один из топ–менеджеров "Нетто" рассказал "ДП", что последние 2 года работать на продовольственном розничном рынке очень тяжело, ситуацию усугубили поправки к закону "О торговле", условия работы с крупными поставщиками изменились, последние заинтересованы в работе с федеральными сетями и дают им более выгодные условия. Кроме того, падение розничных продаж значительно снизило рентабельность бизнеса и отразилось на расчетах с поставщиками.
Сражаться за хорошие локации и низкие цены с крупным розничным бизнесом локальным сетям становится все сложнее. В итоге они покидают рынок. Так, работавшая с 1993 года сеть "Диета 18" сократилась до одного магазина, закрылись премиальная "Гирлянда", универсамы "Кир.24", "Мой мир", "Сетка", "Лукошко". Продал часть магазинов "Естный", сеть "Первая премия" стала франчайзи проекта немецкого ретейлера Metro Cash and Carry "Фасоль".