Местные торговые сети нашли способ выжить в условиях растущей конкуренции с федеральными игроками

Автор фото: Свистунова Валентина

Интересы крупных торговых сетей и мелкой универсальной розницы наконец совпали. Одним в условиях растущей конкуренции необходимо получить дополнительные каналы продаж, а другим — выжить, пусть и работая под чужим брендом.

С каждым годом петербургским небольшим сетям и отдельным продовольственным магазинам все сложнее конкурировать с федеральными игроками. Для выживания они в настоящее время ведут переговоры о создании единого закупочного союза, однако крупные поставщики всячески этому препятствуют.
Пока такого центра нет, крупные торговцы разглядели в сотрудничестве с локальными игроками возможность расширить свои рынки сбыта. Оптовые отделы "Ленты", "Оптоклуба "Ряды" и METRO Cash and Carry уже поставляют товар ларькам и небольшим магазинам дешевле, чем это делают оптовые компании или производители. А владельцы петербургской сети "Первая премия" стали франчайзи проекта "Фасоль" немецкой сети METRO Cash and Carry. Осенью 2017 года компания сменила вывеску на трех из шести магазинов, и в них выручка выросла на 5–15%. В планах — дальнейшее развитие под чужим брендом.
"Фасоль" — франчайзинговый проект сети магазинов METRO Cash and Carry для малого и среднего бизнеса. Ретейлер помогает владельцам продуктовых магазинов модернизировать бизнес, взамен получая гарантированный канал сбыта, поскольку, приобретая франшизу, малый бизнес обязуется закупать в METRO определенный объем товара.
В настоящее время под брендом "Фасоль" работает 220 магазинов в России, из них в Петербурге и Ленобласти 24 точки. Более 10 магазинов откроются в ближайшее время.
Партнерство "Первой премии" и METRO Cash and Carry — это первый случай в Петербурге, когда бренд сменила целая сеть магазинов. Раньше партнерами проекта "Фасоль" становились только индивидуальные предприниматели и магазины формата "Продукты 24 часа". Как рассказал "ДП" коммерческий директор "Первой премии" Сергей Горчиненко, с сентября прошлого года сеть переделала три из шести магазинов в "Фасоль" и собирается продолжить сотрудничество.
По его словам, в лице METRO Cash and Carry "Первая премия" получила крупного партнера, широкий ассортимент продукции и хорошие цены.

От безысходности

На фоне остальных российских регионов проект "Фасоль" в Петербурге развивался не очень активно. Эксперты связывают это с высокой конкуренцией со стороны федеральных сетей. В Петербурге более 80% розничного оборота в сегменте продуктов питания приходится на сетевую розницу, причем его формируют топ–10 ретейлеров.
Количество объектов малой продовольственной розницы (нестационарные точки или одиночные магазины торговой площадью от 200 м2) сокращается. Зато растет количество небольших специализированных точек, торгующих выпечкой, фруктами, молоком и т. д., говорят в InfoLine.
Гендиректор ИА InfoLine Иван Федяков полагает, что "Первая премия" пошла на сотрудничество с METRO Cash and Carry от безысходности, так как мелкой универсальной рознице выживать с каждым годом все сложнее. Если раньше продуктовым сетям деньги нужны были преимущественно на развитие, то по мере усиления госрегулирования отрасли значительная доля средств требуется на технологические внедрения: ЕГАИС, онлайн–кассы, систему "Меркурий". "У мелких игроков нет таких средств, многие из них работают полулегально, используют какие–то серые схемы. Но это все до первых проверок", — говорит Иван Федяков.
Для мелкой розницы сотрудничество с крупным ретейлером — единственный шанс остаться на рынке, считает один из петербургских владельцев магазинов "Фасоль" Галина Матвейкина. По ее словам, работа с METRO позволяет закупать товар на 10% дешевле, чем у поставщиков и на рынках, что, в свою очередь, дает возможность предпринимателю увеличивать свою наценку. Кстати, крупный петербургский игрок ТД "Интерторг", развивавший с 2003 года сеть "Народная семья", а позже сеть "Идея", также в последние годы делает ставку на франчайзинговый проект Spar.

Оптом и в розницу

Оптовые поставки для малого бизнеса развивает не только METRO. За последний год на этот рынок вышли и такие розничные компании, как "Магнит" и "Лента". Так, ассортимент "Магнит–Опт" насчитывает около 1500 позиций самых популярных товаров и отвечает актуальным потребностям мелких предпринимателей и покупателей, которые хотят приобретать товары про запас, комментируют в "Магните". "Мы решили предложить профессиональным клиентам специальный сервис и программу лояльности, тем более что на фоне сложной экономической ситуации с рынка ушло множество средних и мелких поставщиков для сегмента HORECA и небольшой независимой розницы", поясняют представители "Ленты".
Несколько лет назад миллиардеры Дмитрий Костыгин и Август Мейер тоже сделали ставку на эту аудиторию, выведя на российский рынок новый для страны формат — сеть гипермаркетов "Оптоклуб "Ряды". Оптоклубы рассчитаны как раз на b2b–направление и сотрудничество с малым и средним бизнесом.
"Очевидно, что для этой категории покупателей предложение в Петербурге не развито. Сейчас они приезжают либо на оптовые базы с соответствующим уровнем сервиса и качества товара, либо к нам, либо в METRO", — констатируют в "Оптоклубе "Ряды". Сейчас у оптоклуба более 1 тыс. постоянных покупателей–юрлиц.

Спасение в объединении

Иван Федяков считает, что в условиях давления со стороны крупных сетей единственный способ выживания для мелкой продуктовой розницы — это объединение в закупочные союзы по примеру ретейлеров в США и Европе.
В России попытки создать такие объединения предпринимаются с 2001 года, однако почти все они провалились. Более–менее действующий в России проект — это Федеральный закупочный союз (ФЗС), объединяющий 96 региональных сетей в России (более 4,5 тыс. магазинов), но со всего Северо–Запада в него вошли только петербургская "Улыбка радуги" и новгородская сеть "Квартал".
"Союз удешевляет закупки для своих участников через прямой импорт, покупку биржевых товаров в больших объемах и развитие собственных торговых марок. Сейчас у союза их шесть, до конца года появится еще 20", — рассказали "ДП" в ФЗС.
По словам совладельца ТД "Реал" Александра Мышинского, его сеть не стала входить в это объединение из–за того, что его закупочные цены непривлекательны.
Деятельность российских закупочных союзов буксует в основном по двум причинам, уверен Иван Федяков, — это недоверие предпринимателей друг к другу и низкая дисциплина предпринимателей: сети делают закупки то через союз, то самостоятельно.
Александр Мышинский считает, что объединение действительно неизбежно, иначе мелкие сети просто не выдержат конкуренции. "Мы сейчас ведем переговоры с коллегами о создании закупочного альянса, но федеральные поставщики делают все возможное, чтобы это не допустить, например, грозят, что не заключат с союзом прямые контракты или откажутся снизить цены", — говорит ретейлер.
Летом для сетей наступает традиционный спад продаж, многие торгуют в минус. По мнению Ивана Федякова, этот летний сезон смогут пережить не все компании.
Я не вижу массового перехода мелких сеток в ближайшей перспективе на работу с крупными сетями. Проекты "Фасоль" и прочие являются, на мой взгляд, попыткой изучения рынка магазинов шаговой доступности крупными сетями. По сути это карманные сетки, в которых матрица продуктов сформирована, мягко говоря, непрофессионально. Утверждать, что независимая мелкая розница умирает, я бы не стал. Посмотрите, что происходит с рынком булочных, как растут пекарни. "Продукты 24 часа" — это вообще отдельный формат, который любят предприниматели из ближнего зарубежья, а они уж точно будут держаться до последнего.
Александр Азаров
совладелец сети магазинов "Удачный"
По поводу блага для мелкой розницы от крупных сетей у меня есть большие сомнения. Из–за условий работы оптовых отделов крупных сетей их основным клиентом является средний бизнес или перекупщики–дистрибьюторы. В гипермаркетах вы не купите по оптовым ценам и за наличные небольшую партию товара, вас отправят в зал. Возможно, доля мелких торговцев и снижается, но примерно на 1% в год, а несетевая розница все еще занимает огромную долю на рынке. Скорее она постоянно меняет местоположение и юрлица. Так что слухи о ее смерти преждевременны. И наши ожидания от работы с этой категорией только самые оптимистичные.
Елена Стрельцова
Генеральный Директор сети "Оптоклуб "Ряды"
Мелкая розница для федералов — это дополнительный канал сбыта. Выживаемость мелкой розницы будет зависеть от ее готовности к изменениям и скорости этих изменений. Мы постоянно работаем над усовершенствованием нашей франшизы, внедряем инструменты, которые позволяют делать бизнес наших партнеров максимально эффективным. METRO поддерживает розницу не только более низкой закупочной ценой, но и знаниями, которые у нас есть в сфере ретейла.
Владимир Гуцалов
территориальный менеджер по франчайзингу "Фасоль", компания METRO
"Балтика" поддерживает развитие мелкой розницы. Могу отметить, что оптовые продажи ретейлеров — это еще одно звено в цепочке поставок между производителем и торговой точкой, которое также увеличивает стоимость конечного продукта. Это негативным образом сказывается на производителе и на потребителе. В большинстве случаев розничные торговые точки попадают в зависимость от крупных ретейлеров, которые приобретают все большее влияние на рынок, к тому же крупные сети предлагают ограниченный ассортимент.
Вероника Татаренко
старший директор по развитию продаж компании "Балтика"