Неслабый кальян

Петербургские предприниматели зарабатывают 7 млн рублей в год на производстве надежных кальянов.

Илья Виноградов (29 лет) и Александр Мызников (28 лет) вот уже третий год продают кальяны собственного производства из нержавеющей стали. Оборот компании Ferro Hookah за прошлый год составил около 7 млн рублей. Всего за время существования предприятия друзья продали более 1 тыс. кальянов.

Секрет резьбы

Идея для бизнеса родилась случайно: однажды Илья пришел в гости к приятелю–инженеру и увидел кальян, который тот сделал для себя. Уже через месяц 10 таких кальянов собственного производства друзья привезли на выставку в Петербург, их раскупили за первые 3 часа.
Ценителей кальянов подкупала прочность изобретенной Александром конструкции. "Слабых мест у кальяна много, например резьба. Она очень страдает при постоянной сборке и разборке. Мы делаем крупную, с большими зазорами резьбу, которая к тому же полируется особым способом", — поясняет Илья.
Придумок, которые увеличивают срок службы кальяна, у Александра было много. Но главным конкурентным преимуществом стал сам материал: до появления на рынке Ferro Hookah в 2015 году кальяны для масс–маркета производили из латуни и алюминия, а нержавеющая сталь считалась заоблачным премиум–классом. "Мы придумали, как удешевить производство из этого материала", — отмечает Илья.
Клиенты узнают о Ferro Hookah главным образом благодаря выставкам и сарафанному радио: сайта у компании долгое время не было, а больших рекламных бюджетов и сейчас нет. Но "радио" работает хорошо: российский кальян заказывали с доставкой даже в США. "Основная масса продаж приходится на Россию, Петербург дает нам около 10% заказов", — уточняет Илья.
Доля b2c в структуре заказов невелика — не больше 5%. Компания в основном работает в сегменте b2b: главные заказчики Ferro Hookah — кальянные, которые уже успели сменить несколько партий кальянов и теперь ищут что–то долговечное и износостойкое.
"Как правило, это заведения с большой загрузкой, времени на то, чтобы аккуратно разбирать, тщательно вытирать и просушивать кальян после каждого использования, у них нет", — говорит Илья.
Средний чек составляет 50 тыс. рублей — столько стоит оснастить кальянами небольшое кафе (четыре–пять штук). В месяц компания производит 50 кальянов, арендуя для этого станки на заводе, изготавливающем запорную арматуру для атомной промышленности. В планах — увеличение мощности производства, а также выход на рынок вейп–устройств: весной фирма представит рынку свою разработку электронной сигареты.

Российский бум

Среди локальных производителей кальянов выделяются такие компании, как MattPear, SokSmoke, OtIvana, Mamay Customs, Japona Hookah, говорит Владимир Шадрин, владелец магазина PiterSmoke. "Кальянный бизнес очень молодой, только формируется, — рассказывает он. — Настоящий бум на этом рынке произошел в 2016 году: Россия вышла на первое место в мире по производству кальянов. За этот год появилось порядка 100 новых производителей. "Взрывная волна" идет до сих пор, хотя основные игроки уже заняли свои ниши".
По оценке Владимира Шадрина, объем розничной торговли дизайнерскими кальянами в Петербурге — около 500 млн рублей в год. Пик продаж приходится на летние месяцы и декабрь. Клиенты становятся все более требовательными. "По сравнению с предыдущими сезонами они стали более подкованными, — признает Владимир Шадрин. — Знают, чего хотят, задают конкретные вопросы — разборчивы в своих желаниях".