Судите по делам их

 

Зависимость курса рубля от цен на энергоресурсы снизилась, заявил в телеэфире министр финансов РФ Антон Силуанов. И добавил, что пока оснований ждать резких скачков курса национальной валюты нет. С последним утверждением трудно не согласиться: на валютном рынке снизилось влияние спекулянтов, которые в прежние годы заметно усиливали колебания валютных курсов. Население обеднело, ему в массе своей не до покупки валюты. А банки связаны по рукам и ногам ограничениями регулятора и не могут свободно накапливать на своем балансе чистую валютную позицию.
Правда, остаются еще экспортеры, которые могли бы придерживать валютную выручку в расчете на ослабление рубля. Но рыночная ситуация в последние пару лет никак не способствует сохранению этой дурной привычки. Курс доллара с начала 2016 года либо падает, либо колеблется в некотором диапазоне. В последние 12 месяцев диапазон и вовсе сузился до неприличия: биржевая цена доллара торчит около 58 рублей как привязанная, не осмеливаясь отклониться от данного ориентира больше чем на 5%.
Можно предположить, что, как только доллар пробьет наверх уровень 61 рубль, сразу откуда ни возьмись появится масса желающих купить валюту. Только у населения на депозитах хранится около 20 трлн рублей, а есть ведь еще и триллионы рублей на счетах юридических лиц.
Пока, следует согласиться с Силуановым, предпосылок для паники нет. Однако его тезис о том, что рубль "отвязался" от цен на нефть и газ, еще нуждается в проверке. А ну как нефть снова подешевеет до $40 за баррель? Удержится ли доллар ниже 60 рублей? Верится в это с трудом. Особенно если вспомнить, что сам Минфин активно занимает рубли и не менее активно скупает валюту. Ежеквартально финансовое ведомство одной рукой продает ОФЗ более чем на 400 млрд рублей и при этом скупает валюту для пополнения резервов на сопоставимые суммы. Только в I квартале 2018 года объем покупки валюты Минфином превысит 720 млрд рублей. А за весь год, если цена на нефть останется около $60 за баррель, на эти цели ведомство планирует потратить 2,8 трлн рублей. Очевидно, что любому, кто имеет сбережения, имеет смысл хотя бы отчасти придерживаться подобной тактики.