Почему дизайнеры ссорятся. Среди малых предприятий легпрома в Петербурге особенно распространены конфликты совладельцев

Автор фото: Архив "ДП"
Предприниматель Владимир Холодняк, совладелец ООО «Вита».

 

Предприниматель Владимир Холодняк — совладелец марки одежды "Эми" (ООО "Вита"). Он организовал фирму вместе с Натальей Уткиной, которая стала инвестором и получила 50% компании. Сейчас, по версии предпринимателя, из–за конфликтной ситуации он не может попасть в офис компании. Переговоры ведутся только через юристов, и Холодняк рассчитывает продать долю партнерам. Возвращаться к работе в фирме он уже не планирует. У "Эми" сейчас пять магазинов, еще две точки готовятся к открытию.

Творческие споры

Конфликты учредителей малых фирм для Петербурга не редкость. Причем чаще всего участниками громких скандалов становятся дизайнеры. Например, Мария Кошкина в 2010 году основала с партнером компанию по производству шуб из экомеха Only Me. Затем она попала в ДТП, а после восстановления, говорит Мария, партнер предложил ей вернуться в бизнес на правах наемного дизайнера. Она отказалась и запустила новую фирму по производству экошуб — ANSE. По похожему пути прошла Анастасия Швачко, основательница и дизайнер марки "Ася Мальберштейн".
Она производила кожаные аксессуары, даже ввела в Петербурге моду на портупеи. Весной 2017 года Анастасия рассказала СМИ о споре с совладелицей фирмы Марией Слиньковой. По версии Анастасии, Слинькова занималась менеджерской работой, а основательница бренда не могла быть в курсе многих управленческих решений. В итоге Анастасию, похоже, точно так же перестали впускать в офис. В июле 2017 года она выиграла суд против бывших партнеров, но компания продолжает работать под именем "Ася Мальберштейн" без основательницы. Недавно Анастасия Швачко запустила бренд To Be Woman.

Не жить дружно

Наталья Сторожева, гендиректор центра развития бизнеса "Перспектива", считает причиной конфликтов молодость российского бизнеса: во главе компаний стоит первое поколение собственников. "Это харизматичные люди, построение бизнеса требовало от них воли и жертв, и они не хотят делиться властью. Большинство российских предпринимателей, особенно в малом бизнесе, уже имеют опыт разрыва партнерских отношений. Поэтому выбирают единоличное или доминирующее владение, например 80 / 20%. Это дает чувство защищенности, хотя ограничивает рост. "Их установка: маленькое, но мое", — заключает Наталья.
Сергей Дерябин, гендиректор фирмы "Гуманитарные технологии управления", добавляет, что рано или поздно почти все сталкиваются с такой проблемой. "Люди творческих профессий — чаще, в силу специфики работы и психологии людей, которые склонны ею заниматься. Тем более многие получают образование не в сфере бизнеса, делают управленческие ошибки, — рассуждает он. — Чтобы избежать "взрыва", решайте противоречия на стадии возникновения. Записывайте договоренности: человек может не врать, а искренне заблуждаться относительно прошлых обещаний".
Гендиректор Юридического бюро № 1 Юлия Комбарова добавляет, что устав ООО — формальность только при единственном учредителе. Когда владельцев много, он становится фундаментом компании. "Если конфликт произошел, может помочь процедура медиации. По сути, это переговоры с участием квалифицированного арбитра. Обе стороны заинтересованы в медиаторе: тяжба ведет к остановке работы и блокировке счета", — говорит Комбарова.