"Группа ЛСР" требует 609 млн рублей с банка "Пересвет"

ООО "ЛСР-Строй", входящее в "Группу ЛСР", подало иск о взыскании 609 млн рублей с банка "Пересвет". Требование основано на банковской гарантии, выданной банком за бывшего подрядчика ЛСР в проекте строительства частного трамвая — компанию "МК-20СХ".

В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск ООО "ЛСР-Строй" к банку "Пересвет" о взыскании 609 млн рублей. Третьим лицом к делу привлечено ООО "МК-20СХ". Речь в иске идет о неотработанном авансе за строительство трамвайной линии в Красногвардейском районе, по которой с 1 марта начал ходить частный трамвай "Чижик" (маршрут №8). В "Пересвете" не ответили на запрос "ДП".
"ООО "ЛСР-Строй", входящее в "Группу ЛСР", действительно обратилось в суд с иском к банку "Пересвет" с требованием о выплате по банковской гарантии, — прокомментировали иск в пресс-службе ЛСР. — Банк является гарантом подрядчика ООО "МК-20СХ", принимавшего участие в реализации проекта реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе. Вопросы, которые "Группа ЛСР" пыталась урегулировать в досудебном порядке, не были разрешены в установленный срок, поэтому теперь приходится решать их в суде. Другие подробности дела до завершения судебного разбирательства комментировать преждевременно".
Трамвай "Чижик" — первый проект, реализованный по схеме государственно-частного партнерства между Смольным и Транспортной концессионной компанией (ТКК), совместным предприятием "Группы ЛСР" и инвесткомпании "Лидер". Концессионное соглашение было подписано весной 2016 года. Генподрядчиком стройки выступила компания "ЛСР-Строй". Трамвай свяжет станцию метро "Ладожская" с принадлежащими "Группе ЛСР" 175 га территорий бывшего аэропорта Ржевка во Всеволожском районе Ленобласти. В ТКК не ответили на запрос "ДП".
Компания "МК-20СХ" (оборот в 2016 году — более 1 млрд рублей) была основным подрядчиком строительства трамвайной линии до сентября 2017 года. Компания получила аванс от ТКК на сумму 726 млн рублей. Но в конце лета 2017 года выяснилось, что сдача проекта задерживается на 2 месяца. Результатом разбирательств стало расторжение контракта с "МК-20СХ", при этом выданный компании аванс теперь считается "пропавшим", и строительство трамвайной линии ЛСР продолжала без него, привлекая новых субподрядчиков на собственные средства. Вместе с подрядчиком контракт с "Группой ЛСР" (уже трудовой) потерял курировавший строительство "Чижика" замгендиректора группы Борис Мурашов, а до него по собственному желанию уволился гендиректор Александр Вахмистров.
Стоимость проекта трамвая "Чижик" оценивалась в 33,7 млрд рублей, перспективный пассажиропоток — в 33,2 млн человек в год. Всего планировалось закупить 20 вагонов. В "Чижиках" есть розетки для подзарядки телефонов, аппараты для покупки билетов. Кондуктора в трамвае не будет. Стоимость проезда в "Чижике" аналогична стоимости проезда в общегородском транспорте. Ранее Смольный собирался запустить трамвай к 1 ноября 2017 года. С ноября Смольный начал претензионную работу в связи со срывами сроков, сумма пеней составляет 75 тыс. рублей в сутки. В конце 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко пообещал, что трамвай запустят в I квартале 2018 года. В январе Албин заявил, что Смольный рассматривает возможность смены концессионера, если трамвай не запустят 1 марта. Но концессионер справился и теперь получит линию в пользование на 30 лет. Первый месяц трамваи ходят по ней бесплатно.
Банк "Пересвет" до санации в 2016 году принадлежал Финансово-хозяйственному управлению Русской православной церкви (25,94%), АО "Экспоцентр" (39,99%), Виктору Литвякову (3,53%) и другим миноритариям. "Экспоцентр", в свою очередь, контролируется Торгово-промышленной палатой РФ (50,8%). С апреля 2017 года кредитная организация контролируется санатором — ВБРР, который получил на ее оздоровление 67 млрд рублей. Банк-санатор в рамках стандартной эмиссии акций получил долю 99,999989% в капитале "Пересвета".
Это не первая претензия к банку "Пересвет" по гарантиям за "МК-20СХ", которая до 2017 года была крупным подрядчиком Смольного на самых разных дорожно-строительных проектах. Еще в мае 2017 года комитет по строительству Петербурга потребовал с банка 145 млн рублей по обязательствам этой строительной фирмы, предусмотренным несколькими госконтрактами на общую сумму около 850 млн рублей. Из них две гарантии действовали до января 2017 года: на сумму 71 млн рублей по контракту на завершение строительства Комендантского проспекта от Шуваловского проспекта до проезда К-1 (сумма контракта — 238 млн рублей) и на сумму 119 млн рублей по контракту на расширение Богатырского проспекта от Гаккелевской до Байконурской улицы (394 млн рублей). А Юниаструм банк отвечает по иску Дирекции транспортного строительства Смольного по гарантиям за "МК-20СХ" на сумму 47 млн рублей.