Красота в движении

 

Классическим балеринам приходится заново искать себя, покидая сцену: в педагогике, семейной жизни, бизнесе. Этот непростой путь, кажется, вовсе не лежит перед Дианой Вишневой, в 2017 году официально завершившей карьеру в Американском театре балета (ABT) и в академическом репертуаре.
"Божественная" (как еще в 1996 году ее раз и навсегда короновал Сергей Данилян), "Душа танца" (2003), "Балерина десятилетия" (2010), лауреат всех возможных "Масок", "Софитов" и американского Dance Magazine (2017), Народная артистка России создала свой путь сама и теперь чувствует себя обязанной проповедовать его другим.

Время переломов

С 1995 по 2005 год Диана Вишнева добилась в классике всего, даже невиданного — равного успеха на сценах Мариинского и Большого театров. Вот только главную партию в жизни любой балерины — Одетту–Одилию в "Лебедином озере" — ей удалось станцевать на родной Мариинской сцене лишь после приглашения в труппу Американского театра балета.
В 2007–м в карьере признанной звезды наступил перелом, сначала почти незаметный. Вишнева выступила в первом собственном проекте Silenzio с режиссурой Андрея Могучего. Тогда же начала сотрудничать с агентством Ardani Artists, и для нее был создан гастрольный проект, построенный на современной хореографии: "Красота в движении" с одноактовками Алексея Ратманского, Дуайта Родена и Мозеса Пендлтона.
Сумасшедший успех одновременно у критиков и поклонников, на Западе и в России потребовал сиквела. Во второй серии проекта "Диалоги" (2011) Диане Вишневой первой из русских балерин доверили исполнять хореографию американской богини Марты Грэм и специально созданные для нее постановки Джона Ноймайера и Пола Лайтфута с Соль Леон. После третьей части под названием "Грани" стало ясно: Диана Вишнева может все — танцевать современную хореографию самых разных стилей, аккумулировать идеи, объединять вокруг себя мощных продюсеров и блистательных партнеров, наконец, собирать неизменно полные залы. Так в 2013 году родился фестиваль Context. Diana Vishneva.
Поначалу смотр лучших мировых спектаклей, трупп и хореографов в области современного танца базировался в Москве, в последние 2 года проходит и в Петербурге, а в марте 2018–го отправляется в Екатеринбург (это лишь начало российской гастрольной деятельности, обещают организаторы).
Диана Вишнева не просто привозит в Россию спектакли Матса Эка, Ханса ван Манена, Охада Наарина, Иржи Килиана, Мориса Бежара, Марты Грэм, Сиди Ларби Шеркауи, Анжелена Прельжокажа, но и заботится о коллегах: обучает танцовщиков на мастер–классах и воркшопах, приучает молодых хореографов мыслить на новых танцевальных языках с помощью открытого конкурса Context.Lab.

На пике формы

В 2017 году Дина Вишнева взялась и за непрофессионалов. В ее танцевальной студии Context.Pro в Новой Голландии не только воспитанники балетных школ, но и необученные дети и взрослые осваивают балет, современный танец и даже стретчинг с йогой (которые самой Диане, по ее словам, весьма помогают).
До Дианы Вишневой ни одна российская балерина не совершала такого убедительного и мощного прорыва из классики в современность, от танца — к продюсированию, из чертогов искусства для избранных — к широким массам и зрителей, и последователей–творцов.
В нынешнем витке карьеры Диана Вишнева вновь на пике формы, но кто знает, может, в ней зреет и новый перелом, пока еще незаметный.