"Оптоган" переходит на аренду

СПб. "РОСНАНО" продает здание завода "Оптоган", но производство из него выводить не планирует. Компания надеется снизить издержки, избавившись от недвижимости.

Предприятие "ЛЕД–Энергосервис" занимает 15 тыс. м2 и участок 1,7 га на Таллинском шоссе. Оно выпускает светодиоды и осветительные приборы на их основе под торговым знаком "Оптоган". Как пояснили в Colliers International (консультант по продаже актива), завод оптимизировал производство, теперь ему не нужны все площади.
По словам гендиректора УК "РН–тех" (управляет "ЛЕД–Энергосервисом") Сергея Фильченкова, светодиодное производство сохранится здесь на условиях аренды: "Продажа здания и участка позволит снизить операционные расходы на 40%, вырученные средства направим на развитие производства". Кирилл Акиньшин из компании Maris оценивает объект в 450–550 млн рублей.
"РОСНАНО" купило этот комплекс в 2010 году у финской Elcoteq (передумала развивать здесь завод электронных плат). Elcoteq построила его в 2005 году, вложив $25 млн, и стала поставщиком Nokia и Ericsson, однако платы оказались слишком дорогими и не выдержали конкуренции с китайскими. У "РОСНАНО" на этой площадке дело тоже не пошло. В 2010 году корпорация запустила производство светодиодов мощностью 30 млн штук в месяц, но предприятию не удалось выйти на прибыль.
В группу "РОСНАНО" входят три предприятия, расположенные на Таллинском шоссе, все они убыточны: "ЛЕД–Энергосервис" закончил 2016 год с выручкой 176 млн и убытком 66,7 млн рублей, АО "ПХК" (бывшее ЗАО "Оптоган") — с выручкой 7 млн и убытком 35,1 млн рублей, а ООО "Оптоган" — с выручкой 87,8 млн и убытком 53,2 млн рублей.
В 2016 году "РОСНАНО" пыталась продать "Оптоган" госкорпорации "Ростех", однако сделка не состоялась.
Отечественная оптоэлектроника не стала конкурентоспособной ни на международном, ни на российском рынке. В 2017 году закрыла производство светодиодов "Светлана — ЛЕД" (входит в "Ростех"). До этого обанкротилась другая структура "Ростеха" — "Светлана — Оптоэлектроника". Оба предприятия в начале 2010–х строили амбициозные планы экспансии на внешние рынки, но, по словам экспертов, задачи изначально были невыполнимы: производство светодиодов в России втрое дороже, чем за границей.