Сервис Pravoved.ru разработал робота Федора, который избавит юристов от рутины

Валерий Мешков, основатель Pravoved.ru.
Автор фото: Валентин Беликов
Валерий Мешков, основатель Pravoved.ru.
Автор фото: Валентин Беликов

Петербургский юридический сервис Pravoved.ru создал робота-юриста на основе искусственного интеллекта, который отвечает пользователям на типовые вопросы. Участники рынка юридических услуг оценивают инициативу положительно, по их прогнозам, внедрение технологий сократит число специалистов, но приведет к увеличению количества компаний с узкой специализацией.

Компания "Правовед.ру" создала робота, который может самостоятельно определять отрасль права и отвечать на запросы пользователей. Чтобы реализовать проект, основатели компании привлекли более $1 млн от российского венчурного фонда AddVenture, инвестора многих успешных проектов, среди которых Delivery Club, Qlean и пр. Разработка технологии заняла несколько месяцев, и робот начал работу в конце 2017 года — за прошедшее время он дал более 2 тыс. консультаций, в основном в сфере защиты прав потребителей. Также в 2018 году робот охватит семейное и трудовое право.

Помощь от нейросети

"Мы рассчитываем, что автоматизация консультаций с помощью робота существенно снизит нагрузку на наших специалистов, это отразится не только на скорости оказывания юридической помощи. Кроме того, для нашей компании автоматизация может существенно снизить себестоимость услуги, а это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность", — рассказывает Валерий Мешков, сооснователь "Правовед.ру".
В течение 6 лет работы сервиса юристы компании ответили более чем на 2 млн вопросов, и, как оказалось, большинство из них были однотипными. Так родилась идея автоматизировать ответы на стандартные запросы. Чтобы реализовать проект, компания нашла инвестора и собрала команду разработчиков из 15 человек. Специалисты разработали архитектуру нейросети и занялись ее обучением — для этого потребовалась помощь 30 юристов, которые предоставляли данные, большинство из них работало на аутсорсинге. В результате роботу дали имя "Федор Нейронов", сейчас он консультирует пользователей и получил более 600 положительных откликов на сервисе. По словам Валерия Мешкова, бывали случаи, когда роботу требовалась помощь сотрудников компании — пользователи интересовались, как верно составить исковое заявление в суд или претензии в адрес магазина. Тем не менее компания рассчитывает автоматизировать ответы и на эти запросы. 
Сейчас "Правовед.ру" ежемесячно посещает до 7 млн пользователей, а юристы ежедневно консультируют 2-3 тыс. человек.  

Меньше рутины

Ранее о намерении запустить робота-юриста заявлял Сбербанк: предполагалось, что технология заменит работу 3 тыс. сотрудников организации. Сейчас в России работает несколько онлайн-площадок, предоставляющих юридические услуги, среди них "Правовед.ру", "Кодекс", FreshDoc и пр. Кроме того, работают сервисы "Онлайн-патент" (сервис по автоматизации работы с патентами) и петербургская компания "Юрбюро", упростившая процесс регистрации юрлиц — обе площадки также привлекли инвестиции.  
С точки зрения участников рынка, автоматизация процессов неизбежна в случае с простыми юридическими вопросами и число роботов-юристов продолжит расти. По словам Максима Али, старшего юриста фирмы "Максима Лигал", развитие технологий приведет к появлению компаний с глубокой специализацией.
"Конечно, технологии изменят рынок юридических услуг, уменьшив количество рутинной работы, которую юристы вынуждены выполнять. Например, регистрация юрлица предполагает простой алгоритм действий, другое дело — разработка стратегии сложных споров, если машина справится и с этим, то сможет вообще все, — комментирует эксперт. — Увеличение числа роботов приведет к сокращению специалистов, но в то же время появятся компании с углубленной специализацией, как это происходит на Западе. Например, сейчас в России практически нет компаний, работающих с правом в сфере моды".
Той же точки зрения придерживается основательница сервиса "Юрбюро" Вера Жукова. По словам предпринимательницы, робот поможет специалистам сэкономить время для решения сложных вопросов.
"Это классная идея — автоматизировать ответы на стандартные вопросы. Когда мы анализировали работу своего сервиса, то оказалось, что 80% — это типовые запросы и только 20% представляли собой уникальные ситуации. Но вряд ли технологии сильно повлияют на рынок юруслуг в ближайшее время, дело еще и в людях, которые редко обращаются к юристам. Обычно это происходит, когда ситуация для них действительно важна и они боятся допустить ошибку, как в случае с покупкой квартиры, например", — рассказывает Вера Жукова.
По разным оценкам, в Петербурге работает около 2 тыс. различных юридических фирм, при этом объем рынка юридических услуг в городе достигает 6,5 млрд рублей в год.