Намагниченный актив

После ухода Сергея Галицкого "Магнит" может ускорить темпы развития и побороться за лидерство с "Пятерочкой". Однако новый акционер сети ВТБ вряд ли сделает ставку на Северо–Запад.

В пятницу основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий сообщил о продаже банку ВТБ 29,1% акций сети за 138 млрд рублей и уходе с поста главы компании. До проведения сделки, на 30 июня 2017 года, ему принадлежало 35,11%, еще 63,54% акций находилось в свободном обращении, 0,9% принадлежало его партнеру Владимиру Гордейчуку, 0,22% акций — кипрской Lavreno Ltd, еще 0,23% акций контролировало руководство группы. Стороны ждут одобрения сделки в ФАС. Пост главы компании займет финансовый директор "Магнита" Хачатур Помбухчан.
Новость взбудоражила рынок. Эксперты сходятся во мнении, что сеть ждет активное расширение, однако расходятся в определении долгосрочных целей нового акционера.

Уйти в отрыв

Сеть "Магнит" — лидер страны по количеству магазинов с сетью 16,35 тыс. объектов. Однако по обороту уступает X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"). По итогам 2017 года выручка "Магнита" достигла 1,14 трлн рублей, Х5 за тот же период — 1,28 трлн.
"Скорее всего, в последние годы многие миноритарные инвесторы были недовольны темпами развития "Магнита", — полагает Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие Брокер". По его мнению, в отличие от X5, ретейлер с большим опозданием стал обновлять свои магазины и гораздо меньше инвестировал в развитие. Кроме того, значительная часть инвестиций уходила в вертикальную интеграцию — непрофильное для ретейлера производство продуктов питания. "В условиях крайне фрагментированного рынка (семь крупнейших сетей в России занимают 28% рынка против 60–70% в других странах) экспансия более предпочтительна", — резюмирует Тимур Нигматуллин.
"Можно предположить, что большой опыт ВТБ в консультировании сделок по слиянию и поглощению повлияет на то, что сеть будет агрессивно расти не только органически, но и через покупку конкурентов", — предполагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. В этом она видит отличие тактики нового владельца блокпакета от стратегии Сергея Галицкого, у которого более консервативный взгляд на такие вещи.
"У "Магнита" очень низкий объем долга, и он может реализовать агрессивную стратегию развития, в том числе через слияния и поглощения", — согласен Тимур Нигматуллин. Правда, в СЗФО активной экспансии "Магнита" он не ожидает, поясняя, что рынок нашего региона крайне конкурентен: "Логичнее было бы фокусироваться на Московском регионе и Сибири".

Человек–глыба

Сергей Галицкий — уникальная фигура на российском рынке. Своим примером он доказал, что в России можно построить крупный бизнес без привлечения серьезного административного ресурса. Знакомые с ним бизнесмены отмечают личную вовлеченность Сергея Галицкого в работу своего детища. "Уникальность Сергея Галицкого в том, что он если не единственный, то уж точно один из немногих миллиардеров, которые сделали себя сами. Не участвовал в приватизациях, у него нет нефтяных ресурсов, — говорит гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин. — Мне кажется, инвесторы во многом ориентировались именно на него как на очень харизматичную личность". Уход Галицкого из "Магнита" Владимир Садовин называет большой потерей для отрасли, а возможной целью сделки для ВТБ — желание перепродать актив, возможно, той же Х5.
Дмитрий Костыгин, совладелец розничных компаний "Юлмарт", "Оптоклуб "Ряды", "Рив Гош", считает продажу акций вынужденным шагом основателя. "Сергей Галицкий покупал акции "Магнита" на падении (в декабре Сергей Галицкий увеличил свою долю в уставном капитале компании с 27,6 до 34,2%. — Ред.), сделку осуществлял на кредитные средства, — объясняет Костыгин. — Акции упали впоследствии еще сильнее, и ему пришлось их продать".