Как нам накормить весь мир: Роман Нуриев об экспорте российского продовольствия

Минсельхоз надеется, что экспорт сельскохозяйственной продукции к 2025 году вырастет до $30 млрд, пишет «Коммерсантъ».

Роман Нуриев, коммерческий директор « Интерагро »:
В 2016 году Россия экспортировала продукции на 17 млрд долларов, а импортировала почти на 25 млрд. Полной статистики по прошлому году пока нет, но, судя по показателям 2016 года и темпам развития сельскохозяйственной отрасли, к 2025 году эта цифра – 30 млрд – вполне достижима. Мы видим, что у России очень хорошие перспективы в плане наращивания объемов экспорта картофеля, овощей и грибов. Производство этих продуктов в России растет, внутренний рынок насыщается. Это увеличивает внутреннюю конкуренцию на рынке, улучшает качество продукта, который благодаря этому сможет поставляться и за рубеж.
Для этого нужно, во-первых, постоянно улучшать технологии выращивания и повышать качество продукции, чтобы сделать ее конкурентоспособной на глобальном рынке, а во-вторых, увеличивать период поставки продукции, для чего необходимо обеспечить долговременное хранение с сохранением качества продукта в течение всего периода ожидания реализации. Для этого России нужны современные овощехранилища, где применялись бы новые технологии. На данный момент совокупный объем российских овощехранилищ – 7 млн тонн, 80% из них – морально устаревшее советское наследие. При этом потребности в хранилищах – около 3 млн тонн. Между тем новые технологии значительно увеличивают сроки хранения овощей и сокращают издержки производителя. Это показал опыт нескольких агрохозяйств. В частности, в 2016 году компания «Интерагро» оборудовала хранилище для моркови на 2400 тонн в ЗАО «Городище» (Московская область, входит в группу «Малино»), поставив туда свою принципиально новую разработку – климатическую систему «ГеоКул». Результаты первого года эксплуатации (сезон 2016-2017) продемонстрировали снижение отходов на 50%, увеличение срока хранения с 4 до 6-7 месяцев. Увеличивая сроки и качество хранения, мы выходим на те самые круглогодичные поставки, которые нужны зарубежному потребителю.
И кроме того, для увеличения экспорта нам нужно расширять продуктовую линейку за счет переработки продуктов. Например, картофеля – это крахмал, модифицированный крахмал, картофель фри, продукты переработки моркови, в том числе начавшие завоевывать популярность среди любителей здорового образа жизни морковные снеки.