Трое программистов создали фирму Shikari, которая продает подписку на сообщения из соцсетей с поиском услуг

Автор фото: Архив "ДП"
Владельцы ООО "Шикари" (слева направо): Вячеслав Сатеев, Дмитрий Афутин, Вадим Шемаров.

 

Совладельцы ООО "Шикари" — IT–специалисты Дмитрий Афутин, Вячеслав Сатеев и Вадим Шемаров. Они работали вместе над несколькими проектами, а затем решили сделать свой собственный.

Запрос для друзей

"В работе над одним из заказов нам пришлось мониторить множество сообщений в соцсетях, — вспоминает Вадим Шемаров. — И мы заметили, что люди часто пишут прямо у себя на стене запросы вроде: "Кто может онлайн–магазин сделать?", "Посоветуйте ведущего на свадьбу", "Нужен юрист по семейным вопросам" и т. д. Возникла идея организовать поиск подобных сообщений, группировать их в категории (для юристов, бухгалтеров) и предлагать подписку. Ведь это готовые клиенты для бизнеса".
Шемаров рассказывает, что поиск по ключевым словам в таком случае не сработает: в соцсетях люди сокращают слова, пользуются сленгом и просторечиями. Поэтому он с коллегами разработал сервис, который использует искусственный интеллект для анализа текстов. Стартовым капиталом стал труд совладельцев: они разработали сервис, протестировали и запустили в начале 2016 года.
Постепенно предприниматели начали нанимать сотрудников, сейчас в компании работают 10 человек. Это разработчики и операторы, которые вносят и корректируют данные для нейросетей. Часть работ (например, дизайн, бухгалтерия) вынесли на аутсорсинг. В точку безубыточности компания вышла примерно через год работы, сейчас у сервиса около 500 постоянных подписчиков.
Выручку владельцы не раскрывают, но, судя по остальным показателям, она составляет около 450–500 тыс. рублей в месяц (5,5–6 млн рублей в год). Ежемесячный прирост оборота, говорит Вадим Шемаров, — от 10 до 25%. Офиса у фирмы пока нет, с сотрудниками работают удаленно.
Зарабатывает компания на подписке, основная аудитория — фрилансеры, малый бизнес, ИП. Они подписываются на запросы в своей категории и получают сообщения от потенциальных клиентов, которым нужна та или иная услуга. В планах фирмы — расширить выбор услуг для пользователей, например добавить возможность мониторинга упоминаний в соцсетях своего имени или бренда.

Уход в чаты

Среди конкурентов Shikari — профильные сообщества в соцсетях, сайты "Авито", YouDo и другие сервисы для объявлений. Денис Кутергин, сооснователь онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com, рассказывает, что в начале работы сервиса и сам использовал такие посты с "заявками" в соцсетях в качестве источника трафика для поиска заказчиков. "У нас был инструмент, который собирал "ВКонтакте" посты, где заказчик искал курьера, уборщика и др., и предлагал наш сервис. Мы отказались от этого, потому что таких заказов мало: десятки сообщений по всей Москве в течение недели". В Shikari добавляют, что проблему малого количества объявлений решают качеством поиска и большим охватом: после фильтрации остается 0,3% сообщений, но в сутки их обрабатывают более 10 млн.
Денис Кутергин добавляет, что в соцсетях люди пишут не потому, что не могут найти исполнителя, а потому, что хотят получить рекомендации знакомых, которым доверяют. "Такое общение переходит в чаты в мессенджерах, где общаются семьи, друзья, коллеги. В своей ленте я давно не видел вопросов, где заказать услуги. Зато все чаты полны таких сообщений", — говорит он.