Прокатить по–китайски

Крупнейший в мире сервис велопроката Mobike из Китая приходит в Россию. В этом году компания запустит в Петербурге прокат 1 тыс. умных велосипедов.

В этом году китайский сервис проката велосипедов Mobike, работающий уже в 13 странах, планирует запустить прокат умных велосипедов и в Петербурге. До сих пор развитие в городе велопроката не могло обойтись без дотаций городского бюджета или финансового партнерства с корпорациями.

Шаг в Россию

Представители Mobike обратились в комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга. "По представленной информации, Mobike планирует в этом году разместить 1 тыс. велосипедов", — рассказали в комитете, отметив, что "готовы оказать содействие в рамках своей компетенции".
Mobike ищет сотрудников в России через социальную сеть деловых контактов LinkedIn. В вакансиях указано, что работа прежде всего будет ориентирована на Петербург и другие города России. В Mobike не комментируют, в каких именно российских городах планируют запустить сервис в этом году, поясняя только, что больше всего заинтересованы в развитии в крупнейших мегаполисах.
В компании на называют объем инвестиций в открытие бизнеса в России и не раскрывают стоимость одного велосипеда, отмечая только, что им удается экономить на производстве за счет его масштаба. Ранее эксперты оценивали стоимость китайского умного велосипеда в $150–450.
Сервис Mobike весной 2016 года запустил бывший руководитель Uber в Шанхае Дэвид Ванг. Сейчас в парке компании 8 млн велосипедов в 200 городах 13 стран. Пользователи сервиса ежедневно совершают 30 млн поездок. Со времени запуска Mobike привлек $1 млрд инвестиций.
Выход в Петербург обдумывают также и европейские операторы велопроката. В КРТИ рассказали, что к ним уже обращались компания Nextbike из Германии и Smoovе из Франции. Но они "пока просто высказывали заинтересованность".

Миллиарды на колесах

В Петербурге, Москве и других городах России работают сетевые велопрокаты с фиксированными станциями, к которым нужно парковать велосипед. В каждой такой парковке есть умный замок, который посылает сигнал системе о том, что прокат начат или завершен. Mobike использует умные замки не на парковках, а на самих велосипедах. Для них не нужна специальная парковка — пользователь с помощью приложения находит велосипед и разблокирует замок. В России подобная система с сентября прошлого года работает только в Альметьевске.
После окончания поездки на умном велосипеде оставить его можно где угодно, заблокировав замок на заднем колесе. В приложении есть система штрафов и поощрений, для того чтобы пользователи оставляли велосипеды, не создавая никому помех. Эти правила появились после того, как из–за бурного развития Mobike и его конкурентов, например Ofo, велосипеды в китайских городах часто сваливались просто в кучу в популярных местах.
"Конечно, должны быть правила парковки. У нас много методов, которые позволяют сделать так, чтобы велосипеды всегда парковали так, чтобы они никому не мешали", — поясняет генеральный менеджер Mobike по России и СНГ Станислав Иванов.

Страновые риски

Затраты на один велосипед в системе с фиксированными умными парковками — около $5 тыс. Такие системы в мире развиваются с участием дотаций государства или партнерства с корпорациями и называют себя планово убыточными. Не исключение и Петербург, где с 2014 года работает прокат "Велогород". Первый год партнером проката был Банк Москвы, а с 2015 года он ежегодно получает субсидию из городского бюджета — за 3 года это около 100 млн рублей. Возмещение затрат проходило по конкурсу, но кроме "Велогорода" в нем никто не участвовал. В прошлом году вице–губернатор Петербурга Игорь Албин высказывал недовольство работой сети, призывая искать альтернативу, чтобы создать конкуренцию среди прокатов.
В новом сезоне "Велогород" планирует увеличить число станций в Петербурге с 90 до 140–160, а количество велосипедов по плану компании возрастет с 600 до 1–1,2 тыс. "Конкуренция — это хорошо. В городе вполне могут развиваться две системы велопроката. В Москве же есть пять систем проката автомобилей, и они все уживаются", — говорит генеральный директор "Велогорода" Виталий Блаженов. При этом он опасается за велосипеды будущего конкурента: "В силу специфики нашей страны многие из них скоро окажутся у кого–нибудь на дачах. С наших станций в прошлом году украли 17 велосипедов, а годом ранее, когда мы еще работали на старой системе, украли 80. При этом наши велосипеды пристегиваются к станциям".
В китайской компании таких опасений нет. "В какую бы страну мы ни пришли, там говорят, что специфика именно их страны такова, что велосипеды будут красть. Но на самом деле это ничтожный процент. К тому же наши велосипеды выделяются, их будет сложно продать", — рассказывает Станислав Иванов.