15:1405 февраля 201815:14
3106просмотров
15:1405 февраля 2018
В самом конце прошлого года экспертный совет Особой экономической зоны Санкт-Петербурга одобрил проект создания предприятия по разработке и производству медицинских изделий и оборудования на площадке «Новоорловская». Предполагается, что в проект будет вложено 915,4 млн рублей. Инвестор планирует завершить проектирование до конца 2018 года и запустить серийное производство медицинских изделий и оборудования в 2020 году, говорится в официальном прессе-релизе, выпущенном ОЭЗ.
Николай Кузнецов, генеральный директор «СмитХелскеа»:
В самом конце прошлого года экспертный совет Особой экономической зоны Санкт-Петербурга одобрил проект создания на площадке «Новоорловская» предприятия по разработке и производству медицинских изделий и оборудования. Предполагается, что в проект будет вложено 915,4 млн рублей. Инвестор планирует завершить проектирование до конца 2018 года и запустить серийное производство медицинских изделий и оборудования в 2020 году, говорится в официальном прессе-релизе, выпущенном ОЭЗ.
Инвестор – это мы, российская компания «СмитХелскеа», и мы твердо намерены построить завод на заявленной площади 1,24 га, прекрасно понимая, что это игра вдолгую, что создавать производство, тем более производство высокотехнологическое, в нашей стране – занятие довольно рискованное: недостаток квалифицированного персонала, частые и не всегда предсказуемые изменения правил игры, долгий период сертификации продукции и, наконец, налоговый режим, не поощряющий производство.
И тем не менее импортозамещение в медицинской сфере сегодня существует, об этом можно говорить всерьез. Скажем, в России ощутим бурный рост производства медицинской мебели, вызванный курсовым скачком 3 года назад: ввоз медицинской мебели из-за рубежа стал попросту нерентабельным. Значительно больше стали производить в нашей стране приборов лучевой диагностики: рентгенографических аппаратов, маммографов и др. Но это скорее исключение из общей тенденции. Так, в производстве ультразвуковых приборов экспертного класса, в производстве гибкой эндоскопии глобально не поменялось ничего, и я сильно сомневаюсь, что какая-либо отечественная компания в обозримом будущем сможет что-то подобное у нас делать.
Но все же есть то, что производить в собственной стране нам по силам.
Года два назад я задумался о том, чтобы начать выпускать в нашей стране изделия и оборудование для гемодиализа, в частности диализаторы. Данный товар не является в настоящее время санкционным, но, скорее всего, соответствующие устройства производства США и Евросоюза в санкционный список вскоре попадут. И, по всей видимости, наша компания окажется первой российской корпорацией со стопроцентным отечественным капиталом, производящей диализаторы.
Производство предполагается сделать гибким. Оно будет предполагать возможность выпускать широкий спектр изделий медицинского назначения, не только для гемодиализа. В рамках производства общей площадью 5 тыс. м2 будет выстроен цех, так называемое «чистое помещение» площадью порядка 1 тыс. м2, где будет происходить сборка и дальнейшее производство того, что уже было сделано на первом участке. Кроме того, на производстве будет производиться лучевая стерилизация – эту услугу мы планируем предлагать и другим производителям, наших мощностей для этого хватит. Гибкость наших производственных линий позволит четко и быстро реагировать на потребности рынка.
Надо сказать, что отечественное законодательство, регулирующее производство медицинских изделий и оборудования, сегодня таково, что это самое производство может быть рентабельно только в пределах Особой экономической зоны, предполагающей льготный налоговый и таможенный режим. Сейчас медицинское оборудование и изделия в основном освобождены от уплаты ввозных пошлин и НДС. А если импортируются комплектующие, запчасти, сырье для производства и средства для производства – таможенные пошлины и НДС нужно оплачивать. Был проект постановления об отмене таможенных платежей за комплектующие для медицинских изделий, если для них нет отечественных аналогов, но такой закон пока не принят и едва ли будет принят в обозримом будущем.
Профессиональные объединения производителей медицинского оборудования не слишком влиятельны, и их лоббистская деятельность (если она вообще ведется) пока не заметна – в отличие от врачебных профессиональных ассоциаций, которые очень сильны.
Таким образом, сегодня с экономической точки зрения проще и выгоднее ввезти то, что сделано в Китае, нежели произвести здесь, пусть и с частичным использованием импортного оборудования и сырья. И, конечно, это тормозит развитие медицинской промышленности в России.
Понятно, что режим Особой экономической зоны эффективен и позволяет успешно решать локальные задачи, но для масштабного развития отечественной медицинской промышленности, тем более с учетом продолжающегося режима санкций и контрсанкций, необходимы серьезные изменения в законодательстве. В конце концов, это вопрос национальной безопасности, как бы громко и пафосно это ни звучало.
Авторские комментарии и блоги читайте на странице blog.dp.ru