Конкурсные отходы

Смольный выбрал единого регионального оператора по обращению с отходами. Не всех участников рынка мусоропереработки устраивает победитель конкурса.

Единый оператор в Петербурге был выбран 30 января. Напомним, согласно требованиям федерального законодательства, с 2019 года деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должна быть передана выбранным на конкурсной основе единым региональным операторам (ЕРО). В объявленном Смольным конкурсе по двум лотам (город был разделен на северную и южную части — по девять районов в каждом лоте) победило принадлежащее городу ГУП "МПБО–2".
До 1 июля ГУП, получившее 10–летний контракт размером 80 млрд рублей, должно определиться с планом и программой действий на 2018–2019 годы и подать в комитет по тарифам Смольного заявку на установление тарифов на транспортировку, переработку отходов и прочие нужды. Однако участники рынка считают, что конкурс проведен некорректно и победитель не справится с обязанностями.

Государственный выбор

Помимо "МПБО–2" на первый лот (стартовая стоимость контракта — 40 млрд рублей на 10 лет) заявлялись ООО "Производственно–коммерческая фирма "Петро–Васт" (в равных долях принадлежит Дмитрию Владову, Александру Желибе и Вячеславу Никитичу) и АО "Автопарк № 6 "Спецтранс" (крупнейшие акционеры — Алексей Коновалов с 18,74%, Алексей Чесноков с 18,52%, а также Антон Журкович с 8,1% и его отец Виталий Журкович, которому принадлежит 33,33% механического завода "Спецтранс").
По словам заместителя председателя комитета по благоустройству Кирилла Пащенко, они предоставили конкурсной комиссии неполный комплект документов и к торгам не были допущены.
На торги по второму лоту были приняты все заявки: от ООО "Ресурсосбережение" (считается, что компанию контролирует сын бывшего управделами президента РФ Игорь Кожин), ООО "Новый Свет — ЭКО", АО "Автопарк № 1 "Спецтранс" (обе компании контролирует семья Анатолия Язева) и ГУП "МПБО–2". "Был еще пятый конверт с заявкой, но там оказалась только пачка писчей бумаги формата А4", — сообщил Кирилл Пащенко.
Он объяснил, что все претенденты на второй лот предложили сопоставимые по качеству заявки, но первым по времени направил свои документы МПБО–2, поэтому по закону ему отдано предпочтение.
Цена не была решающим критерием для Смольного, поэтому его не заинтересовало конкурсное предложение компании "Новый Свет — ЭКО", готовой выполнить условия контракта всего за 16,5 млрд рублей — против 39,8 млрд рублей, предложенных государственным МПБО–2.
"Победа МПБО–2 не означает, что остальные уйдут с рынка. Нет, они будут встраиваться в систему", — говорит заместитель председателя комиссии Государственной думы по экологии и окружающей среде Сергей Боярский.
МПБО–2 способен перерабатывать лишь 400 тыс. т твердых коммунальных отходов, в то время как в Петербурге ежегодно образуется 1,7 млн т. Поэтому без участия остальных игроков новому оператору не обойтись.
До 1 июля МПБО–2 должен направить в петербургский комитет по тарифам заявку на формирование тарифов на операции, связанные с обращением ТКО: сбор, транспортировку, переработку и т. д. Эти тарифы будут касаться пока только участников рынка, но на их основе разработают тарифы для населения на 2019 год, пояснили в комитете по благоустройству. Для формирования предложений по тарифам ЕРО должен определиться с программой первоочередных действий: по установке контейнеров для раздельного сбора ТКО, разработке маршрутов перевозки мусора и т. д. До конца 2018 года ЕРО должен заключить договоры с участниками рынка: перевозчиками, управляющими организациями, производителями отходов (медицинских, строительных).
Кроме того, до конца февраля Министерство строительства и ЖКХ РФ вместе с Роспотребнадзором подготовят изменения в нормативы по образованию и вывозу ТКО. "Сейчас действуют нормативы исходя из того, что отходы не разделяются на отдельные фракции. При плюсовой температуре воздуха на улице отходы с контейнерных площадок нужно вывозить ежедневно, при минусовой — раз в 1–3 суток. При раздельном сборе мусора эти нормативы не подходят", — пояснил Кирилл Пащенко. Контейнеры с органическими отходами будут вывозить по старым нормативам, а с неорганическими — по мере наполнения. Контейнеры для раздельного сбора мусора, а также для опасных отходов в 2019 году должны быть установлены на всех 5,3 тыс. контейнерных площадок Петербурга.

"Вы меня огорошили"

Участники рынка обращения с ТКО удивлены тем, как Смольный управился с отходами. "Вы меня огорошили, — отреагировал на новость о победе МПБО–2 руководитель мусороперерабатывающей компании. — Ведь только в понедельник, 29 января, Смольный объявил, что конкурс по первому лоту не состоялся, потому что подана только одна заявка. Когда ж они успели подвести итоги?"
"Процесс еще не закончен, итоги конкурса не подведены", — считает Анатолий Язев. Он отказался комментировать итоги конкурса и победу МПБО–2, сославшись на то, что не знает деталей ситуации: "Я сейчас в отпуске и катаюсь на лыжах".
"Мы не стали участвовать в конкурсе, хотя обладаем должными активами, квалификацией, кадрами, при этом даже не повышая тарифы для населения", — говорит владелец холдинга "Созвездие Водолея" Владимир Хильченко. Но не объяснил почему. Это сделали на условиях анонимности другие игроки. "Считаю, что все было решено заранее — так, чтобы не допустить частный бизнес и не выпустить деньги из рук государства. Наверняка это решение будет обжаловано. У "Спецтранса–1" и "Спецтранса–6" по 30–40% рынка, поэтому выиграть должны были они. А с такими условиями конкурса дискредитируется сама идея ЕРО. Ведь получается государственная монополия", — возмущен собеседник "ДП". "Я не понимаю, как МПБО–2 будет справляться с этой работой. Это же мелкое предприятие. Учитывая, что в Петербурге около 1,8 млн компаний и организаций, которые производят и собирают отходы, новому оператору придется нанимать 1,5–2 тыс. сотрудников только для того, чтобы оформлять договоры. Это просто завал!" — удивлен другой источник. "Вот увидите: тарифы на сбор и вывоз мусора для населения вырастут", — прогнозирует третий собеседник. "Интересно получить ответ на вопрос: почему Смольный так расточительно расходует бюджетные деньги? Почему выбор пал на государственную структуру, в то время как другие претенденты предлагали выполнить работы в 2,5 раза дешевле? Только вряд ли мы получим ответы на эти вопросы. Теперь система обращения с отходами будет еще более непрозрачной, чем раньше", — сокрушается собеседник "ДП".