В общем потоке

Электронная коммерция и доставка небольших посылок становятся наиболее перспективным направлением для развития рынка автомобильных грузоперевозок. В борьбу за этот сегмент включились крупнейшие транспортные компании России.

По итогам 2017 года грузооборот транспорта России в тонно–километрах вырос на 5,4% относительно результатов прошлого года, подсчитали в Росстате. При этом, по данным за 11 месяцев, совокупный объем перевозки грузов всеми видами транспорта увеличился на 8,1%, а автомобильным транспортом — на 10,3%. В Санкт–Петербурге показатели еще выше: за 2017 год объем перевозок вырос на 15,6%, а грузооборот — на 15,6%, сообщает "Петростат".
Это говорит о том, что транспортная отрасль продолжает динамично развиваться, сохраняя свое значение для экономики России, особенно в условиях больших расстояний и рассредоточенности ресурсов по территории страны. На автомобильный транспорт, по разным оценкам, приходится почти половина всех грузоперевозок в стране.
Нужно отметить, что развитие автомобильных грузоперевозок происходит на фоне достаточно сложных процессов, как внутриотраслевых, так и внешних, но оказывающих на нее непосредственное влияние. С одной стороны, взаимные санкции со странами Евросоюза, которые кардинально изменили направление грузопотоков, переориентировав во многом их на внутренний рынок, побуждая автомобильных перевозчиков развиваться внутри страны. С другой стороны, не могли не сказаться на транспортной отрасли и общеэкономические факторы: колебания курсов валют, рост ставок на кредитные ресурсы в банках. Это усложняет развитие компаний, обновление парка, который в основном состоит из техники иностранного производства. Дополнительную сложность для бизнеса создает и усиление государственного регулирования в сфере автоперевозок: это и ужесточение норм труда и отдыха, и принятие так называемого пакета Яровой. Все это в совокупности приводит к сокращению количества игроков на рынке, укрупнению существующих компаний и усилению конкуренции.
Но, по счастью, параллельно с факторами, усложняющими развитие транспортной отрасли, существуют и положительные изменения в бизнес–среде. В первую очередь это развитие рынка интернет–торговли. Обороты как трансграничной торговли, так и российских интернет–магазинов растут, а большинство онлайн–ретейлеров отдают функцию доставки на аутсорсинг, зачастую предлагая покупателю на выбор несколько перевозчиков. И конечно, крупнейшие участники рынка включились в борьбу за этот сегмент, поскольку видят в нем серьезные возможности для увеличения грузооборота. Так, по оценкам Ассоциации компаний интернет–торговли, в 2017 году объем рынка e–commerce составит 1,15 трлн рублей против 920 млрд в 2016–м.
Еще одно направление для развития — доставка небольших посылок. Если раньше транспортные компании больше ориентировались на услуги для юридических лиц, а посылки все отправляли через почтовое отделение, то сейчас транспортные компании активно развивают это направление, рассчитывая преуспеть на нем в первую очередь за счет сервиса, скорости доставки и конкурентоспособных цен. Тем более что, по оценкам компании J’son & Partners, годовой объем рынка услуг доставки в России составляет более 50 млрд рублей. А значит, есть за что побороться.
Тенденции, описанные выше, находят прямое отражение в работе транспортных компаний. Прокомментировать тренды отрасли и предположить, как они скажутся на работе конкретной компании, мы попросили Фарида Мадани, генерального директора группы компаний "Деловые Линии", крупнейшего автоперевозчика России.
Фарид Мадани
генеральный директор группы компаний "Деловые Линии"