Перемен стоит ждать через год

О том, почему в 2018 году сохранится высокий уровень спроса на жилье, а цены расти не будут, как меняется портрет покупателя и чем московский рынок отличается от петербургского, рассказала в интервью "Деловому Петербургу" заместитель председателя правления холдинга Setl Group Наталья Луговская.

Как изменения в закон "О долевом участии" повлияют на рынок строящегося жилья в 2018 году?

— Несмотря на то что они вступают в силу с 1 июля, все изменения на рынке станут заметны позже. На текущий год у большинства застройщиков есть достаточный запас участков и разрешений на строительство, который позволит реализовывать проекты на прежних условиях. Поэтому год, я считаю, пройдет стабильно, без каких–либо колебаний в спросе и серьезных изменений по цене. Но, как показывает практика, все ужесточения требований и правил игры рано или поздно приводят к росту цен. В более отдаленной перспективе, в 2019 году, можно ожидать роста стоимости квартир.

Сколько жилья продано в 2017 году?

— В прошлом году на рынке Петербурга и пригородной зоны Ленобласти реализовано 4,2 млн м2 жилья. Это чуть больше, чем в 2016 году. Из них треть пришлась на пригороды, а две трети — непосредственно на Петербург. Цены выросли на 3%. На конец года средняя стоимость квадратного метра составляла в Петербурге 99,5 тыс. рублей, в Ленобласти — 62 тыс. рублей.

Планируете ли вы увеличивать долю городских проектов в связи с тем, что спрос из области смещается в город?

— Мы всегда стараемся дифференцировать портфель проектов в четком соответствии с конъюнктурой рынка. Сейчас по объему строительства примерно треть мы реализуем в областных пригородах, а две трети — в городе. Это полностью повторяет текущую картину спроса. Последняя тенденция такова, что спрос немного смещается от пригородов к городским территориям. Года два назад доля областных проектов в общем объеме продаж на рынке достигала 40%, а сейчас уже только 31%. С одной стороны, это говорит о том, что девелоперский потенциал ряда территорий, например Кудрово, почти исчерпан. Здесь много жилья уже построено, ряд крупных проектов сейчас как раз завершается. С другой стороны, мы видим, что спрос хотя и стал чуть меньше, но остается устойчивым. Для многих людей это действительно привлекательный вариант с оптимальным сочетанием цены и качества. Именно поэтому мы не планируем полностью уходить с областных территорий, здесь мы продолжаем реализовывать один из наших крупных проектов "GreenЛандия" у станции метро "Девяткино".

В прошлом году многие девелоперы отмечали падение продаж, особенно в начале года. Как завершила год компания Setl City?

— Легко нам не было, однако в целом показатели и итоги года благоприятны: продажи выросли почти на 9,8%, ввод в эксплуатацию составил более 1 млн м2 общей площади жилья, это чуть больше, чем в 2016 году. За этот год мы вывели на рынок несколько новых объектов, в том числе такие проекты, как ЖК "МореОкеан" на Яхтенной ул. и "Философия" на Предпортовом проезде, а также в сегменте премиум — "Петровский. Квартал на воде". Сейчас у нас в предложении находятся 28 объектов.

Некоторые девелоперы предпочитают дождаться роста цен после вступления поправок к закону. Вы не планируете откладывать вывод своих новых проектов?

— В основу реализации проектов мы закладываем три принципа: качество, скорость и цена. Все процессы построены таким образом, чтобы клиент получил качественный проект по приемлемой цене с максимально коротким сроком реализации. Поэтому мы, как правило, ничего не ждем и приступаем к продажам и строительству одновременно с получением всей необходимой разрешительной документации. Именно на старте продаж клиент, как правило, имеет возможность получить минимальную цену. Людям это интересно.

В первую очередь, наверное, инвесторам?

— Да, но не только им. Среди наших покупателей доля инвесторов составляет около 10%. В последнее время отмечаем рост активности со стороны региональных покупателей, а также клиентов, которые приобретают у нас квартиру не в первый раз. Доля повторных покупок составляет около 15%. Это лояльные к нам покупатели, которые всегда заинтересованы в информации о новых проектах. Поэтому мы стремимся заранее анонсировать начало продаж.

Что планируете анонсировать в ближайшем будущем?

— Скоро начнем строить в уникальном месте, которое застройщики почему–то до сих пор обходили стороной, — в Кронштадте. Считаю, что наш жилой комплекс позволит по–другому взглянуть на эту локацию. Он будет невысоким — всего четыре этажа. Уникальность проекта в том, что он будет расположен на красивом мысе в окружении воды, в 100 м от дома — песчаный пляж. Здесь будет яхт–клуб, возможности для занятия водными видами спорта, будет собственный спа–центр и тренажерный зал, которыми жители дома смогут пользоваться бесплатно.

Какого класса будет этот объект?

— Мы будем позиционировать его в сегменте комфорт плюс, а значит, квартиры здесь будут весьма доступны по цене. Но мы рассчитываем, что он составит конкуренцию более дорогим проектам в Курортном районе, которые расположены дальше от города и не всегда рядом с пляжем.

Чем комфорт плюс отличается от обычного комфорткласса?

— Это новый для нас сегмент, где мы предлагаем увеличенную высоту потолков, большие окна, а также возможность использовать некоторые элементы "умного дома". Например, отслеживать в онлайн–режиме уровень потребления электроэнергии и воды, контролировать с помощью специальных датчиков протечки или проникновение в квартиру. И это уже не выглядит чем–то излишним — уровень качества и комфорта нового жилья, как и требования покупателей, все время растут.
Например, столь популярная на рынке отделка под ключ сегодня уже не является чем–то особенным: в прошлом году в среднем по рынку 65% покупателей приобрели квартиры с чистовой отделкой, и их число постоянно растет. Мы пошли дальше и вместе с Первой мебельной фабрикой предложили полную меблировку квартир, причем вместе с установкой техники. Особенно эта услуга пользуется спросом у покупателей из других регионов, так как они могут получить готовую для жизни или сдачи в аренду квартиру даже удаленно.

Отличается ли ситуация на рынке в классе масс–маркет от более дорогих сегментов?

— Объекты бизнес– и премиум–класса составляют у нас не более 10% в объеме продаж. Ситуация здесь очень стабильна, не бывает резкого падения или взлета цен, изменений по структуре спроса. Конечно, покупателей такого жилья гораздо меньше, и они более требовательны к выбору места, технического оснащения дома, его дальнейшего обслуживания. Как правило, у таких людей это уже не первая квартира.
В массовом сегменте мы видим, что клиент помолодел. Если еще несколько лет назад квартиры покупали люди старше 30 лет, то сейчас — от 25. Одна из причин — доступность ипотеки. Доля ипотечных клиентов составила в 2017 году 65%, тогда как год назад она составляла 56%, а в 2013 году — всего 30%.

Планируете ли вы увеличивать предложение в сегментах бизнес и премиум?

— Мы планируем поддерживать в нашем портфеле долю объектов бизнес– и премиум–класса на уровне 5–10%. В этом году мы запустим в продажу еще два объекта — в Петроградском и Василеостровском районах.

Петровский сейчас активно застраивается. Оценили ли вы эту локацию с точки зрения спроса?

— В своем проекте "Петровский. Квартал на воде" мы отмечаем довольно высокий спрос. Причем мы увидели, что если квартиры в Центральном районе покупают те, кто уже живет или работает в центре, то к Петровскому острову проявляют интерес покупатели со всего города. Потому что это зеленый островок в центре Петербурга, причем с хорошей транспортной доступностью.

В прошлом году был открыт офис в Москве. Стоит ли ожидать выхода на рынок московских проектов в этом году?

— К концу года мы планируем начать строительство и продажи. Сейчас находимся в стадии разработки, подготовки проекта. Очень скоро сможем анонсировать его.

Чем рынок Москвы отличается от петербургского?

— Отличия кардинальные. Во–первых, требуется более тщательный, серьезный подход к выбору участков. Если в Петербурге активно пользуются спросом проекты практически во всех районах города и пригородах, то в Москве очень четко выделяются "хорошие" районы, интересные покупателям.
Нас рынок Москвы удивляет еще и тем, что там гораздо меньшим спросом пользуются студии, тогда как в Петербурге это основной продукт, привычный для потребителя. И это при том, что цены в Москве выше и вроде бы квартиры меньшей площади должны вызывать интерес. Москва интересна также тем, что проекты бизнес–класса строятся в том числе и далеко не в центральных районах. В Петербурге же в Мурино бизнес–класс не построишь.

Насколько выгодно сейчас инвестировать в жилье при небольшом росте цен на недвижимость?

— Хотя в среднем по городу рост цен составил 3%, но по–прежнему видно активное изменение стоимости от стадии начала строительства до готового жилья — оно составляет около 30%. Поэтому вложения в недвижимость сегодня остаются наиболее надежной и прибыльной инвестицией.

Какие перспективы рынка недвижимости вы видите?

— В 2018 году спрос останется стабильным, плюс дальнейшее снижение ставок по ипотеке способно привлечь еще больше покупателей. А вот от 2019 года пока не очень понятно, чего ждать. Конечно, цены будут расти. Ну а мы будем работать над тем, чтобы сохранить доступность жилья для наших покупателей.

Биография

Наталья" Луговская

> Окончила Санкт–Петербургский торгово–экономический институт.
> С 2002 г. работает в ЦРП "Петербургская недвижимость" как менеджер по работе с клиентами, с 2005 г. — директор по продажам департамента продаж строящегося жилья. С 2009 г. — заместитель гендиректора.
> С 2011 г. — вице–президент, с 2017 г. — заместитель председателя правления холдинга Setl Group.


Справка

Setl" Group

> Основана в 1994 г. как строительная компания "Петербургская недвижимость". Сегодня — многопрофильная инвестиционно–промышленная группа.
> Ключевое направление работы — девелопмент. Входящая в холдинг компания Setl City ведет строительство жилья, а также коммерческих и социальных объектов в Санкт–Петербурге, Ленинградской области, Калининграде и его спутниках.