X5 Retail Group вырвалась вперед

СПб. Впервые с 2013 года X5 Retail Group обошла давнего конкурента "Магнит" по объему годовой выручки и вернула себе статус лидера российского розничного рынка.

Розничная компания X5 Retail Group впервые с 2013 года обошла своего основного конкурента "Магнит" по объему годовой выручки. По итогам 2017 года выручка "Магнита" выросла на 6,4%, до 1,14 трлн рублей, и оказалась ниже прогноза. У X5 динамика лучше и объем продаж больше. Согласно отчетности, которую компания предоставила в прошлый вторник, выручка ретейлера выросла на 25,5%, до 1,28 трлн рублей. Прирост чистой розничной выручки — плюс 261,3 млрд рублей — стал самым высоким в истории компании.
Таким образом, впервые за несколько лет X5 Retail Group стала лидером рынка по годовой выручке. Конкурентная борьба между двумя гигантами розничного рынка обострилась в 2013 году, когда в I квартале по объему выручки "Магнит" обошел X5. В последние 4 года он стабильно опережал конкурента на 11–20%.
Возвращение лидерства стало одной из основных задач X5. И ей удалось обогнать "Магнит" по темпам роста выручки в первом полугодии 2016 года в 1,8 раза, в IV квартале X5 обошла конкурента уже по объему выручки. По итогам 2016 года выручка X5 стала выше, чем у конкурента, но только в продуктовом сегменте (без учета выручки магазинов "Магнит Косметик").
Сейчас сеть "Магнит" насчитывает 16 350 магазинов, у нового лидера рынка по годовой выручке этот показатель меньше — 12 121.
Уверенной и агрессивной экспансии "Магнита" Х5 противопоставила обновление "Пятерочек" и новый ассортимент, достигнув самых высоких показателей продаж с квадратного метра среди дискаунтеров. В прошлом году Х5 сфокусировалась на небольших городах Северо–Запада, где позиции "Магнита" сильнее. Зато у "Магнита" больше потенциал в Петербурге, где у него низкая доля присутствия. По данным ФАС, доля Х5 в Петербурге по итогам 2016 года составила 22,32%, а "Магнита" — 3,99%.
Поэтому в Х5 ожидают, что в 2018 году ФАС наложит запрет на развитие сети в Петербурге в связи с превышением 25%–ной доли на продовольственном рынке. По закону "О торговле" ретейлерам запрещено открытие новых объектов в регионе, если доля присутствия на этом рынке превысила 25% за прошлый финансовый год.