Что поможет банкам заработать в 2018 году

 Начиная с августа 2017 года, когда начались крупные санации с участием Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), прибыль банков оказалась под большим влиянием результата проблемных кредитных организаций.

Наталья Березина, старший аналитик дирекции анализа секторов экономики банка " Уралсиб ":
Начиная с августа 2017 года, когда начались крупные санации с участием Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), прибыль банков оказалась под большим влиянием результата проблемных кредитных организаций. По данным, опубликованным ЦБ РФ, доналоговый результат системы за 2017 год составил 790 млрд рублей. При этом с августа по ноябрь совокупный доналоговый результат банковских групп под санацией снизил общий результат сектора примерно на 550 млрд рублей. За декабрь ЦБ пока не опубликовал данные по отдельным банкам, но за вычетом Сбербанка сектор потерял почти 150 млрд рублей за месяц, и, по всей видимости, совокупные убытки Промсвязьбанка, "Открытия" и Бинбанка за декабрь превышают эту сумму. Другими словами, за август–декабрь 2017 года совокупный убыток банков под санацией ФКБС мог составить около 700 млрд рублей.
Результат 2018 года также может зависеть от того, как будет идти оздоровление крупных игроков. Мы сейчас не ожидаем существенных изменений в рентабельности капитала системы и на 2018 год прогнозируем значение показателя на уровне около 18% — аналогично уровню за 11 месяцев 2017–го.
Как и в 2017–м, одним из факторов, поддерживающих прибыль сектора, будет рост розничного кредитования. По нашему прогнозу, ипотечный портфель может вырасти на 12%, тогда как потребкредитование и автокредитование — на 9–10%. Опережающими темпами продолжат расти кредитные карты, что также должно поддерживать маржу.
Банки, вероятно, сохранят фокус на наращивании непроцентных доходов. Поскольку из–за тренда на снижение ставок маржа сектора будет под умеренным давлением, конкурентное преимущество получат именно банки, наращивающие долю комиссионных доходов. В том числе этому может способствовать фокус на сегменте малого и среднего бизнеса, где есть потенциал повышения уровня проникновения банковских продуктов. Создание банками резервов может быть волатильным процессом, но в целом на текущий год мы ждем небольшого снижения стоимости риска по сектору относительно 2017 года, что также должно поддерживать прибыль.
Из негативных факторов, как уже было сказано выше, банки могут столкнуться с умеренным снижением чистой процентной маржи в течение года. Банки при этом по–прежнему смогут наращивать чистый процентный доход, так как рост кредитования перевесит эффект сужения спредов.
Однако темпы роста связанных с кредитованием доходов должны замедлиться. В частности, лидер рынка Сбербанк на 2018–2020 годы закладывает в стратегию рост чистого процентного дохода всего на 10% (суммарно за 3 года), притом что комиссионный доход может увеличиться на 50%.
Наименее предсказуемая величина — торговые и прочие доходы банков, которые в 2017 году находились на относительно высоком уровне (1% от средних активов за 9 месяцев 2017 года против 0,7% от активов за 2016 год и 0,3% за 2015 год). Не исключаем некоторой нормализации данного показателя, что будет ограничивать рост прибыли сектора.