Наше тело правое. Фильм "Темные времена" режиссера Джо Райта

Автор фото: Кинопоиск

 

Зная, как у нас снимают кино и сериалы на исторические темы, особенно про войну и героев, видя их абсолютную неубедительность, конъюнктурность и попросту однобокость, просто интересно посмотреть, как эта задача решается там, откуда родом Уинстон Черчилль (Гэри Олдмен), герой фильма "Темные времена". Прежде чем в кадре появится лицо героя, нам покажут его тело — большое, неподъемное, в едва запахнутом халате. Всем известно, что Черчилль был грузен, любил сигары и виски. Еще он был несдержан, криклив и невежлив, добавляют авторы фильма. В сущности, для британцев Черчилль — такой же творец победы, как, например, для России ее прославленные военачальники. Но подход к изображению героев там совершенно другой.
Авторов фильма, например, совершенно не смущает, что герой буквально соткан из недостатков. Чем больше недостатков, тем убедительнее образ — так давно уже принято. Сравнивать с нашими фильмами "Темные времена" попросту бессмысленно: если в чем наше кино и превзошло себя, так это в превращении героев в картонных истуканов, одетых во френчи военного образца, — в исполнении одних и тех же актеров.
Авторы фильма всеми силами снимают с героя парадный фрак — в переносном, а чаще и в прямом смысле. В этом и состоит идея. Именно тот, кто полон слабостей и недостатков, по–настоящему нормален, именно такой человек и возглавил Британию в самый напряженный момент ее истории в ХХ веке. Несовершенный человек встал на пути машины смерти — и победил. В этом авторы как раз и видят логику, экзистенциальный смысл и даже, можно сказать, знак судьбы. Черчилль примерно до 1940 года — политический неудачник, но и в этом авторы видят особый знак: любимец публики вряд ли смог бы потребовать от жителей страны невозможного.
Кодой в "Темных временах" становится уже много раз показанная в кино операция в Дюнкерке (эвакуация союзнической группировки в 1940 году из Франции в Британию). Но тут она играет роль переломного психологического момента: Вторая мировая война превращается для британцев в народную.
В те же примерно дни только что ставший премьер–министром Уинстон Черчилль впервые спускается в лондонское метро, там он встречается с простыми людьми, а затем в парламенте произносит одну из трех своих знаменитых речей. Сцена совершенно соцреалистическая, но она искупается общим трагизмом ситуации. Напомню, в 1940 году никаких союзников у Черчилля еще нет, а те, что есть, почти разгромлены (Польша, Франция, Нидерланды). Штаты далеко. Почему Черчилль не соглашается на переговоры с могущественным врагом — нацизмом, как ему настойчиво предлагают коллеги, предпочитая сопротивляться? В общем–то, если поставить себя на место Черчилля 1940–го, — загадка.
Правдивость, историчность этого фильма именно в том, что он снят с позиции человека, который еще не знает, чем все кончится. С позиции человека, который не знает, что делать, и постоянно спрашивает себя об этом. Отсюда и название — "Темные времена". Все это называется погружением в заданные обстоятельства — азы, так сказать, актерской профессии, сформулированные еще Станиславским. Просто и эффективно — но только не на родине великого театрального реформатора, где, кажется, о сути его учения совершенно забыли.