На основе самых неожиданных реакций политиков и госслужащих при общении с журналистами "ДП" составил инструкцию о том, как уходить от неприятных вопросов в повседневной жизни.
Высокопоставленные российские политики и чиновники среднего уровня, сталкиваясь с неприятными вопросами журналистов, предпочитают отмалчиваться, рассказывать что-то про заказные материалы или же просто передают слово пресс-секретарю, который, как правило, либо тоже отмалчивается, либо говорит, что ему ничего об этом неизвестно. В мировой же практике есть куда более оригинальные прецеденты. "ДП" составил инструкцию из самых удивительных реакций политиков и госслужащих на неугодные вопросы. В конце концов, навык избежать неприятного разговора может понадобится и в повседневной жизни.
Не давайте шанса на вопрос
Зачем мучиться, подбирая ответ на каверзный вопрос журналистов, если можно просто не доходить до этого этапа. Нет вопросов — нет проблем. Просто не давайте шансов спросить у вас что-то. Вот, например, как Дональд Трамп. На своей первой пресс-конференции в должности избранного президента США он просто не дал возможности журналисту CNN задать вопрос. Тот был совсем близко к цели и даже уже взял в руки диктофон. Но Трамп непреклонно заявил: "Нет, не вы! Вы — отвратительная организация" и дал слово другому репортеру. Когда сотрудник CNN все равно продолжил говорить, избранный президент попросил его не быть грубым и добавил "Вы — фейковые новости!".
Впрочем, тут, конечно, надо действовать уверенно. Послу США в Нидерландах Питу Хукстре такая же тактика не помогла, когда журналисты начали напоминать дипломату его высказывания 2015 года о том, что в Голландии поджигают политиков и машины. Репортеры на пресс-конференции на протяжении нескольких минут атаковали Пита Хукстру. Когда на одну из реплик дипломат не ответил, а сотрудница передала слово другому журналисту, Хукстре напомнили: "Это Нидерланды! Вы должны отвечать на вопросы".
Пусть отвечает кто-то другой
В случае особой настойчивости вопрошающих первая стратегия может все же оказаться провальной. Тогда можно перейти к альтернативному плану — пусть на вопросы отвечает кто-то другой. На пресс-секретаря тратиться необязательно — вполне можно использовать картонную ростовую куклу самого себя. Так совсем недавно поступил на приуроченной ко Дню детей пресс-конференции премьер-министр Таиланда генерал Прают Чан-Оча. " Если вы хотите спросить что-то о политике или конфликтах, спросите этого парня", — сказал он журналистам и ушел.
Предложите что-то получше, чем просто ответ
Если уж каверзный вопрос все-таки настиг вас, не пытайтесь отвечать — что бы вы ни сказали, все равно никому не понравится. Лучше предложите что-то более заманчивое, чем ответ на заданный вопрос, например, тур в Чечню. Так поступила официальный представитель МИД Мария Захарова, когда финский журналист Эркка Микконен задал ей вопрос о ситуации с геями в Чечне. Чиновница тут же обратилась к Рамзану Кадырову, чтобы обеспечить журналисту ознакомительную поездку в регион, и заботливо уточнила: "Вы же собираетесь, да, в Чеченскую Республику? Вы же не боитесь?"
Защищайтесь, как умеете
Уже упомянутый здесь премьер министр Таиланда демонстрировал тонкости общения с журналистами еще в 2014 году — тогда он кинул в оператора банановой кожурой. В 2017 году его примером вдохновились нижегородские полицейские, которые закидали снежками журналистов, толпившихся у суда, где должны были вынести решение о мере пресечения вице-спикеру областного парламента Олегу Сорокину. Сначала в закидывании сотрудников СМИ обвинили судебных приставов, но те сообщили, что никогда не находятся на улице во время судебного заседания.
Бегите
Если другие методы не помогли, всегда можно спастись бегством. Так, например, все в том же Нижнем Новгороде поступил депутат городской думы Анатолий Лукоянов, которого обвиняли в приобретении фальшивого диплома. Едва покинув здание суда, парламентарий буквально ударился в бега, сотрудники телеканалов смогли снять только его спину. Есть и зарубежные примеры применения такой тактики при нежелании отвечать на вопросы журналистов. В ноябре этого года так же поступил представитель Республиканской партии США от штата Алабама. Когда журналист поинтересовался у политика его отношением к сексуальному скандалу с участием однопартийца, тот просто убежал от неприятных вопросов.