Интернет как двигатель прогресса

Объем интернет–торговли в России по итогам 2017 г. превысит 1,1 трлн рублей. Рост рынка делает его привлекательным для логистических операторов, занимающихся доставкой грузов.

Объем рынка интернет–торговли по итогам 3 кварталов 2017 г. достиг 798 млрд рублей, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные получены в ходе исследования, проведенного Ассоциацией компаний интернет–торговли (АКИТ). Это позволяет прогнозировать результат по итогам года в объеме более 1,1 трлн рублей.
Правда, можно сказать, что темпы роста замедляются — по итогам 9 месяцев 2016 г. темпы роста были несколько выше и составляли 21% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Через границы и расстояния

Значительную долю по–прежнему составляет трансграничная торговля — по итогам 9 месяцев она занимает более 36% в общем объеме покупок россиян в Сети. При этом объем сегмента вырос на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Число входящих международных отправлений за 9 месяцев 2017 г. выросло на 43%, до 214 млн посылок. Ожидается, что к концу года их число достигнет 320 млн штук. По прогнозам АКИТ, в 2017 г. объем трансграничной торговли превысит 410 млрд рублей, а ее доля составит 37%. Вопрос в том, как на этом скажутся нововведения в регулировании потоков из–за рубежа, в частности, эксперимент Федеральной таможенной службы по проверке товаров из–за рубежа.
При этом по–прежнему больше всего товаров россияне покупают в интернет–магазинах Китая. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, из США — 2%.
В денежном выражении доля Китая составляет 52%, Евросоюза — 23%, США — 12%. Это говорит о том, что в Китае приобретаются товары самого нижнего ценового сегмента, что обеспечивает невысокий средний чек.
Да и вообще россияне не склонны совершать в Интернете слишком дорогие покупки: более 64% транзакций, проходящих через зарубежные интернет–магазины, не превышают по стоимости 22 евро, а подавляющее большинство — 96% — совершают покупки не дороже 150 евро.

Доставка по адресу

Рынок интернет–торговли растет не только за счет покупок из–за рубежа. Объем покупок в Сети внутри страны за 9 месяцев вырос на 9%.
Растущий объем интернет–заказов представляет большой интерес для логистических компаний, занимающихся обработкой и перевозкой грузов.
По данным АКИТ, лидирует на посылочном рынке "Почта России", доля которой за 9 месяцев достигла 67%.
При этом неудивительно, что традиционно наибольшую популярность доставка "Почтой России" имеет в небольших городах с численностью населения до 500 тыс. человек, где доля почтового оператора составит 84% по результатам 2017 г., по оценкам АКИТ. А вот в городах с численностью населения более 1 млн человек доля почтового оператора по результатам 2016 г. составляла 29%, а по результатам 2017–го составит 34%. Это обусловлено более насыщенным рынком и высокой конкуренцией между компаниями, специализирующимися в том числе на доставке интернет–заказов, различных курьерских служб и т. п. И они планируют активнее работать на этом рынке. Например, Группа компаний "Деловые линии" предоставляет сервис, который позволяет сразу выбрать ее в качестве перевозчика или оформить доставку в фирменный пункт выдачи "Деловых линий"