"Закрытая и воинственная": глава британского МИД сравнил Россию со Спартой

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

   

Глава МИД Великобритании Борис Джонсон сравнил Российскую Федерацию со Спартой времён Античной Греции. Британский дипломат заявил, что видит в конфликте России и Запада параллель с историей противостояния городов-государств Спарты и Афин, пишет газета Sunday Times.
«Я читал историю Пелопоннесской войны Фукидида. Для меня было очевидно, что Афины и их демократия, их открытость, их культура и цивилизация были аналогами Соединенных Штатов и Запада. Россия для меня была закрытой, недоброжелательной, милитаристской и антидемократической, как Спарта», — заявил Джонсон. Он отметил, что в отношениях Москвы и Запада был «момент надежды и перемен», когда рухнула Берлинская стена, но на фоне этого кризиса тот период «кажется абсолютной иллюзией».
В качестве примера враждебности России интересам Запада Джонсон назвал события вокруг Крыма в 2014 году, заявив также о  дестабилизирующей активности Москвы на Балканах.Тем не менее Джонсон уверен в необходимости вести диалог с Москвой. «Мы должны быть тверды, мы должны быть бдительны, но должны взаимодействовать. Вместе мы разгромили нацизм. Мы должны снова сотрудничать, чтобы разгромить исламский терроризм», — приводит его слова ТАСС.
Пелопоннесская война (431—404 до н. э.), о которой говорит Джонсон, стала крупнейшей войной между объединениями греческих городов-государств — Пелопоннесским союзом во главе со Спартой и возглавляемым Афинами Делосским союзом. По итогам войны Афины потерпели поражение и уступили Спарте гегемонию в регионе.
Политический строй Афин того времени принято считать первой в мире демократией. При этом правами граждан в Афинах обладали только лично свободные землевладельцы — мужчины. Ключевые должности в госструктурах занимали представители тех или иных древних аристократических фамилий. Политический строй Спарты того времени условно называют «олигархией». Спартанцы, покорившие южный Пеллопонес, сделали практически все местное население своего рода государственными рабами — илотами. Ключевую роль в политике Спарты также играли аристократические семейства.