Как увлечение скейтбордом помогло петербургскому бизнесмену открыть интернет-ателье по пошиву обуви

Автор фото: Валентин Беликов
Владимир Григорьев, основатель обувного ателье Afour, говорит, что для производства кроссовок в РФ нет инфраструктуры: сложно соревноваться с мировыми брендами. Но он решил вступить в конкурентную борьбу.

Владимир Григорьев (33 года) — основатель интернет–ателье по индивидуальному пошиву обуви. Уже 8 лет он пробивается на рынке, где потребители гонятся за брендами, — проектирует, отшивает и продает кроссовки. За 2017 год продажи обуви петербургской марки Afour должны составить 8 млн рублей.

Дизайн почти всех моделей обуви Afour предприниматель Владимир Григорьев создал сам, хотя образования в художественной сфере не получал — окончил СПбГАСУ.
"Все началось с увлечения скейтбордом — было модно кататься в крутой обуви, — рассказывает Владимир. — Мама моего друга работала модельером на обувной фабрике. Однажды она сшила ему новую пару: сконструировала и пришила новый верх к старой подошве. Потом друг предложил сшить пару для меня по моему эскизу, нарисовать который оказалось не так–то просто. Так я понял, что клиенту нужна не полная свобода, а выбор из существующих моделей, но с возможностью индивидуального цветового дизайна".
Сейчас клиент Afour может составить свой обувной заказ по принципу конструктора: он выбирает модель из предложенного ряда, вариант подкладки, цвет деталей (основа, задник, вставки), снимает мерки по инструкциям — и получает уникальную пару. А началось все с того, что Владимир с другом собрали 200 тыс. рублей: купили партию подошв, колодок и кожи, сняли помещение. Производство было на аутсорсинге: пары отшивались на обувной фабрике. Вскоре стало понятно, что фабрика совершенно не готова к подобным заказам: вместо зеленых кроссовок с желтой пяткой там иногда делали желтые с зеленой. В 2008 году друг Владимира вышел из бизнеса, который тогда был убыточным.
Владимир арендовал новое помещение площадью всего 20 м2 и решил сам пройти все этапы от дизайна до готовой пары: кроить, шить, затягивать (формовать сшитую заготовку на колодке), приклеивать подошву. К 2009 году он смог самостоятельно сделать пару обуви — с этого времени он ведет отсчет существования компании Afour.

Новая классика

Сначала Владимир делал все в одиночку, в 2010 году ему стал по выходным помогать профессиональный сапожник. В 2011–м выросло количество заказов и потребовалось нанять сборщика и закройщика. Сейчас в компании работает шесть человек. Площадь помещений теперь составляет 120 м2: два пошивочных цеха, шоу–рум и склад. В среднем в месяц реализуется 100 пар обуви. До 90% продаж приходится на обувь по индивидуальным заказам, остальное — готовый товар, который можно купить в небольших концептуальных магазинах в Петербурге, Челябинске и Минске. Afour находит клиентов благодаря рекламе в соцсетях, сарафанному радио и коллаборациям с другими компаниями (кафе, тату–салон, пивоварня).
Основу ассортимента Afour составляют кроссовки. "Даже в классических моделях ботинок мы используем технологию кроссовок, — рассказывает Владимир. — Верх и силуэт классические, а начинку — подошву, амортизационные составляющие, мягкие валики — мы перенесли из кроссовок. Такие ботинки получаются комфортнее, чем привычная классика".
С 2012 года выручка пошла в рост и покрыла затраты на производство. В 2014 году она составила 2 млн рублей, в 2015–м — 4 млн, в 2016–м — 6 млн. В 2017–м предприниматель ожидает 8 млн. Владимир уверен, что за рынком индивидуальной (кастомизированной) продукции — будущее: "Этот рынок еще только зарождается в России, он очень зависит от технологий. Для меня конкуренты — Nike, Adidas, маленькие фирмы в других странах, которые занимаются кроссовками".

На стыке бизнеса и искусства

"Afour — вполне состоявшийся бренд, — считает Рустам Эйбатов, генеральный директор обувной компании Affex. — Он находится на стыке бизнеса и искусства. Крупные бренды и те, кто делает обувь по заказу, дополняют друг друга и напрямую не конкурируют. Вещи, изготовленные по индивидуальному заказу, — это нишевая история, но интерес к ним растет".
Елена Боровикова, директор дивизиона спортивных товаров Inventive Retail Group, отмечает, что обувные магазины, работающие по индивидуальным заказам, незаметны на российском рынке: "Они вряд ли могут конкурировать с международными компаниями, вкладывающими огромные средства в новые технологии и маркетинг. Для сегодняшнего покупателя кроссовок очень важен бренд. Классические ботинки — вот та узкая ниша, где индивидуальная продукция на заказ может быть востребована".
По данным Fashion Consulting Group (FCG), среднеценовой сегмент рынка модной одежды и обуви сильнее всего пострадал от кризиса: в 2014–2016 годах его доля сокращалась, в 2016–м это около четверти рынка, или 573,9 млрд рублей. Но продажи спортивной обуви оказались наиболее устойчивыми к кризису, и рост их не остановился. Анна Лебсак–Клейманс, генеральный директор FCG, подчеркивает, что кастомизация — тренд очевидный, но это достаточно дорогой сервис, который могут позволить себе только крупные сети (Nike, Adidas) или нишевые премиальные бренды.