Не поможет. О возврате денег авиакомпаниями при задержке рейсов

На прошлой неделе законодатели выступили с инициативой обязать авиакомпании возвращать деньги за билеты пассажирам задержанных по вине перевозчиков рейсов прямо в аэропорту.

Аркадий Гинес , директор по развитию сервиса OneTwoTrip:
Время дороже: почему моментальный возврат денег при задержке рейса не поможет авиапассажирам.
Инициаторы законопроекта считают, что такая возможность поможет тем путешественникам, у кого нет средств для покупки нового билета в случае задержки и необходимости срочно улететь, усилит конкуренцию между авиакомпаниями и заставит их задуматься о повышении регулярности полетов. Задержкой депутаты предложили считать отклонение от планового времени вылета на 3 часа. Есть десять причин, почему эта инициатива не сработает, и одна, по которой она все же заслуживает особого внимания.
1)    Выбор рейсов, возможность быстро пересесть на другой самолет существует только на направлениях с большим пассажиропотоком. По большому счету, речь идет лишь о рейсах между Москвой и городами-миллионниками.
2)    Если пассажиры задержанного рейса массово сдадут билеты и начнут покупать новые, то на рейсах других авиакомпаний им может просто не хватить места.
3)    Стоимость новых билетов с большой долей вероятности окажется выше, что поставит под вопрос экономическую целесообразность этого обмена или вовсе сделает его невозможным для тех пассажиров, у кого нет возможности доплатить.
4)    При возврате билета round trip аннуляции подлежит и второй сегмент, что вновь ставит вопрос об экономической целесообразности этой процедуры.
5)    Нет смысла сдавать билеты и в том случае, если вам предстоит трансферный перелет, оформленный у одной авиакомпании. Она несет ответственность за обеспечение стыковки и обязана предоставить альтернативу, если стыковка не состоится из-за опоздания первого рейса.
6)    Далеко не во всех аэропортах есть прямые представительства авиакомпаний, рейсы могут обслуживаться на основании договора с наземными службами аэропортов, которые не уполномочены принимать решения по подобным вопросам.
7)    Средства за билет возвращаются в соответствии с методом оплаты (таковы требования IATA и Транспортно-клиринговой палаты). Билет, купленный за наличные, может быть оформлен к возврату только наличными. Билет, оплаченный кредитной картой, возвращается на нее. Создать существенный запас наличных в представительствах авиакомпаний будет весьма затруднительно.
8)    В большинстве случаев за возвратом пассажир должен обращаться в ту организацию, в которой он покупал билет. Например, билет, приобретенный за наличные в агентстве (кассах), возвращается им же и наличными. Вероятность, что в аэропорту будет офис вашего агентства, крайне низка. Online-сервисы этого недостатка не имеют, поскольку не работают с наличными.    
9)    Возврат на кредитную карту тоже таит в себе сложности. Из-за наличия в цепочке расчетов банков он за редким исключением не выполним моментально. Если вы когда-либо возвращали вещи в магазины, вспомните, сколько занимала эта процедура. Едва ли несколько минут.
10) А еще средства возвращаются именно на ту кредитную карту, с которой производилась оплата авиабилета. Если вы купили родителям билеты со своей карты, а их рейс задержали, то деньги вернутся именно вам.
Почему на предложение ужесточить ответственность перевозчиков все же нужно обратить внимание? Дело в том, что по российскому законодательству пассажир и сейчас имеет право отказаться от билета в случае задержки, произошедшей по вине авиакомпании. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и авиакомпания обязана вернуть стоимость билета, даже если он был куплен по невозвратному тарифу. Но проблема в том, что ни в одном из нормативных документов не сказано, какое именно отклонение от расписания считается задержкой, поэтому авиакомпании смотрят на вопрос в прямом смысле слова индивидуально. Одна может согласиться на возврат при задержке в 30 минут, для другой аргументом не будет и двухчасовое отклонение от расписания.
В этом контексте польза обсуждаемой законодательной инициативы заключается в том, что в повестке прозвучало предложение закрепить время задержки, по истечению которого у пассажира возникает право на вынужденный возврат. В Федеральных авиационных правилах сейчас зафиксированы услуги, которые перевозчик обязан предоставить пассажирам задержанных рейсов (отклонение на 2 часа – прохладительные напитки, на четыре – горячее питание и т.д.). Аналогичным образом в отраслевом законодательстве должны быть прописаны и действия сторон в ситуации вынужденного возврата: по истечению какого времени пассажир может обратиться к перевозчику и в каких случаях перевозчик обязан его просьбу удовлетворить. Если обсуждение инициативы перейдет в это русло, то она может привести к изменениям, реально способным повысить правовую защищенность российских авиапассажиров.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП" .