Прибалтийские автобусные операторы хотят переманить пассажиров РЖД

Прибалтийские автобусные операторы, наращивая перевозки между Петербургом, Финляндией и странами Балтии, начали осваивать внутренний рынок РФ. Они рассчитывают переманить железнодорожных пассажиров.

Эстонский автобусный перевозчик Lux Express и латвийский Ecolines в 2017 году энергично наращивали бизнес в России, запустив ряд новых международных маршрутов и увеличив количество рейсов на существующих направлениях. Наряду с международными рейсами они увидели перспективу заработка на регулярных автобусных перевозках между российскими городами. Наиболее привлекательная дистанция — это Петербург — Москва. Между крупнейшими городами РФ только поездами и самолетами перевозится ежегодно около 10 млн человек, а оборот этого маршрута превышает 30 млрд рублей.

Осторожный подход

Ecolines с середины декабря открывает рейсы между столицей и Петербургом. "Мы с оптимизмом смотрим на развитие данного направления (внутренних рейсов по РФ). Интегрируя внутренние рейсы в единую систему продажи билетов Ecolines, мы также стыкуем наши внутренние маршруты с международными", — говорит Андрей Волков, директор по маркетингу ООО "Амрон" (выполняет рейсы из России под брендом Ecolines).
Основной конкурент Ecolines — эстонская автобусная компания Lux Express, входящая в Mootor Grupp AS Хуго Осула, в начале 2017–го, как писал "ДП", заявляла о планах развития внутрироссийских перевозок, в частности между Петербургом и Псковом. Летом Lux Express запустил сезонные рейсы Петербург — Псков — Рига, однако делать их регулярными между двумя российскими городами пока не стал.
Хотя операторы видят потенциал во внутренних перевозках по России, в этом секторе есть ряд сложностей. Так, генеральный директор ЗАО "Евролайнс" (российское подразделение эстонского перевозчика) Райт Реммель указывает на бюрократические сложности и большое количество "серых" перевозчиков. Кроме того, например, в Петербурге всего один, причем не очень удобно расположенный, автовокзал против 16 в Москве, и это создает сложности для развития маршрутной сети.
"Между Псковом и Петербургом летом в выходной было 30–40 рейсов, и почти все они отправлялись не с автовокзала. Мы хотим сделать все честно и аккуратно, при этом цена билета должна быть 500–600 рублей. Надо чистить этот рынок", — считает Реммель, подчеркивая, что организация перевозок внутри страны — перспективное направление.
Lux Express также размышляет над открытием рейсов Петербург — Москва, однако, исходя из анализа сообщения между двумя городами различными видами транспорта, включая железную дорогу, пока не принял решения о его запуске.
"Между Петербургом и Москвой, не учитывая "Сапсан", с полуночи до 6 утра отправляется 16–18 поездов. Чтобы человек выбрал автобус, нужно предложить ему комфортную поездку по цене плацкарта. Иначе клиентов не будет. Мы должны "вытащить" их из поездов", — уточнил Реммель.
В Федеральной пассажирской компании ("дочка" РЖД) не опасаются конкуренции со стороны автобусных перевозчиков и полагают, что могут предложить пассажирам больше комфорта.

Автобус в аэропорт

За счет освоения внутренних направлений прибалтийские перевозчики рассчитывают увеличить пассажиропоток на международных рейсах. По словам Андрея Волкова, запуск маршрута Москва — Петербург позволит соединить его с линиями Петербург — Таллин и Петербург — Хельсинки и возить пассажиров из Москвы в Хельсинки и Таллин со стыковкой в Северной столице.
Ecolines в середине ноября открыл маршрут из Петербурга в Хельсинки и уже перевез на нем больше тысячи человек, говорит Андрей Волков.
Lux Express рад приходу конкурента. "С приходом Ecolines у нас нет спада, так будет и в дальнейшем. То же самое в свое время мы сделали на маршруте Вильнюс — Варшава. Там вообще никакого сообщения не было, а мы сгенерировали новый рынок", — отметил Реммель. Он добавил, что Lux Express в 2018 году планирует запустить дополнительные рейсы на маршруте Петербург — Хельсинки и ввести остановку в аэропорту Вантаа. "Мы начали регистрацию, подали документы финской стороне. Рассчитываем получить позитивный ответ и тогда сможем отправить документы уже российской стороне. Надеемся весной–летом запустить рейсы с остановкой в аэропорту", — сказал Реммель.
Российские перевозчики наблюдают за конкурентной борьбой прибалтов и пока не планируют ничего менять.
"Мы находимся в своей нише, определенные идеи есть по развитию зарубежных направлений, но пока об этом рано говорить. Внутренние перевозки перегружены: тут много участников и требования не такие высокие, как к международным операторам", — отметил генеральный директор "Совавто — С. Петербург" Артур Лазарян.
Российским перевозчикам перспективнее развивать междугородние перевозки, прежде всего Крым, Сочи и так далее. Если будут вкладываться средства в туристическую инфраструктуру регионов и это повлечет за собой улучшение качества обслуживания, то междугородные автобусные направления можно будет развивать. А международные направления связаны с санкциями и уменьшением потока желающих как приехать к нам, так и уехать отсюда. Кроме того, существует большое количество разрешительных документов, которые нужны для организации маршрутов за границу: страховки, определенные требования к транспорту и другое.
Михаил Кудинов
Заместитель Председателя Транспортной Комиссии Северо–Западного Российского Союза Туриндустрии
В последние 2 года после известных событий изменилось направление турпотоков, и российские туристы теперь, в частности, едут в Петербург. Надо ориентироваться на сложившийся тренд увеличения потоков внутри России и принимать во внимание фактор комфорта: нужны автобусы нового поколения с соответствующими услугами и остановками не в чистом поле, а в цивилизованных местах. На мой взгляд, перспективу имеют и трансграничные автобусные перевозки, которые ограничиваются максимум 6 часами переезда.
Нина Одинг
Руководитель Исследовательского Отдела Леонтьевского Центра