Что стоит за новой атакой на популярные ресторанные улицы — Думскую и Рубинштейна

Общественность снова ополчилась против заведений общепита на главных ресторанных улицах города. С Рубинштейна общепит хотят выселить на Апрашку, а на Думской — просто всё закрыть.

Петербургские рестораторы и владельцы баров в очередной раз столкнулись с нападками со стороны властей и горожан. Камнем преткновения снова стали главные ресторанные улицы города — Думская и Рубинштейна.
Так, на этой неделе депутаты петербургского Законодательного собрания предложили сократить число баров на Думской улице. С предложением к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко обратился вице-спикер городского парламента Сергей Соловьев, который убежден в том, что закрытие питейных заведений поможет снизить уровень криминала в этом районе.
В своем запросе к губернатору Сергей Соловьев указывает что на Думской улице "из-за чрезмерной концентрации злачных заведений постоянно происходят стрельба, поножовщина, пьяные драки". Однако жителей на этой улице почти нет, и многие эксперты считают, что причина проблем Думской — в конфликтах глав районных администраций друг с другом. А рестораторы просто "попали под раздачу".
Вторая улица, Рубинштейна, тоже не может похвастаться отсутствием внимания к себе. Городские СМИ сообщают, что жильцы домов, расположенных там, требуют выселить всех рестораторов, так как заведения, которые располагаются практически в каждом здании, портят жизнь местным жителям и буквально не дают петербуржцам дышать. В конфликте появились и конкретные предложения — переселить всех рестораторов с Рубинштейна в Апраксин Двор.
Это далеко не первые попытки горожан, чиновников и общественных деятелей разобраться с барами и ресторанами на этих улицах. Прошлым летом Думскую уже предлагал "зачистить" от баров и клубов бывший директор музея "Исаакиевский собор" Николай Буров.
Опыт показывает, что договориться жильцам домов с владельцами баров и ресторанов удается нечасто. Рестораторы сетуют на то, что добросовестного предпринимателя заставить закрыться легко, а вот тем, кто уже нарушает закон, никакие предписания и проверки не указ. К тому же владельцы баров и ресторанов часто не готовы нести расходы по переоборудованию помещений, так как нет никакой гарантии, что, угодив жильцам в одном вопросе, они не услышат от тех же людей другие претензии.

"Мне не нравится"

это не разговор

"ДП" опросил представителей ресторанного бизнеса, какой ответ рестораторы могут дать чиновникам и горожанам. "Когда мы говорим о том, что нам просто все не нравится, мы скатываемся в какой-то комсомол, — уверен Алексей Буров, совладелец ресторана Smoke на ул. Рубинштейна. — У нас случаются споры с жильцами, и наша позиция всегда в том, чтобы перевести разговор в предметную плоскость. Требование закрыть все рестораны — это не предмет диалога. Шум — уже конкретная претензия, и чаще всего такие конфликты можно решить. На самом деле 90% жильцов — вменяемые люди, которые хотят понятных вещей, с ними можно договориться. А запрещать все, что не нравится... Мне, например, не нравятся магазины меха, абсолютно все. И маршрутки. Но это не разговор. Требование тишины после 23 часов или убрать с улицы все несогласованные веранды — это разговор".
Совладелец баров "Ломоносов", "Фидель" и "Белград" Владимир Бибиков соглашается: "Наводить порядок надо, мы готовы к диалогу, но выдавать такие решения "сверху" неправильно. Все запретить — не выход, закроем — ну и что. Люди пойдут пить в подъезде или в домах, будут там громко музыку слушать. Куда пойти тогда отдыхать иностранцам? Лучше бы сделали улицу пешеходной, чтобы таксисты не грабили там людей".
Много веселых, выпивших людей в одном месте, музыка, еда — так выглядит любой праздник в любом городе мира. Злачные районы, барные улицы, техноклубы — это часть современного мегаполиса, констатирует совладелец бара "Мишка" и клуба "Танцплощадка" Александр Берковский. "МВД и прочие силовые и надзорные ведомства полностью контролируют ситуацию на Думской, Рубинштейна, Конюшенной, да и в других местах. И у них есть все контакты и все рычаги давления (официальные и неофициальные) на собственников заведений и охрану там, — объясняет он. — На Думской круглосуточно дежурит наряд ППС. Нет на барных улицах никакой организованной преступности".

Без вывески и вытяжки

Всегда надо пытаться договариваться с жильцами и жить мирно, но иногда это оказывается сложно. "У нас с жильцами дома, где расположен наш ресторан, были суды по вопросу установки вентиляционной свечи. Нам суды выиграть не удалось. Но мы все равно пытаемся искать компромисс — установили табличку у входа о запрете курения, работаем до 23:00, помогали жильцам с трубами и электричеством в доме, делится совладелец ресторана "Винный шкаф" Евгений Литвяк. — Многим моим коллегам жильцы препятствуют в установке вытяжки и вывески". По его оценке, проблема в том, что чаще всего дело не в конкретной проблеме, а в нежелании жильцов сотрудничать. Они просто хотят, чтобы ресторан или магазин закрыли.
Вокруг Думской практически нет жилых домов, на Рубинштейна нет клубов с громкой музыкой, жалобы жильцов там в основном на курение и шум под окнами, поясняет Александр Берковский. "Но поливальные и мусорные машины тоже очень сильно шумят по ночам прямо под окнами! И еще в белые ночи в центре города по улицам ходят люди, громко разговаривают, курят и поют песни. Как с этим бороться? К сожалению, опять же в любом городе мира с большим историческим центром есть эта проблема", — убежден Александр Берковский. По его мнению, решается она только переговорами, дружбой и поиском общего решения в каждом доме с каждым заведением — никакой прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС не хватит на тысячи таких случаев в городе.
"А что происходит в огромных пивных ресторанах и на дискотеках с кальянами в спальных районах, вы представляете? И, знаете, по мне, так лучше оказаться на Думской улице, чем в толпе на каком-нибудь массовом городском празднике, которые проводят каждые выходные летом", — делает вывод Александр Берковский.