Штрафная зона

На Олимпиаду в Пхенчхан сборная России не поедет. В споре "мое слово против твоего" важно вызывать доверие, а властям РФ сделать это не удалось.

К оглашению вердикта Международного олимпийского комитета (МОК) в России готовились как к акту национального унижения. Президент Владимир Путин так и сказал: если российским спортсменам не разрешат выступать под родным флагом, это будет унижение. Вечером во вторник МОК разрешил "чистым" спортсменам выступать только под нейтральным флагом. Российский спорт, образно говоря, расстреляли. Олимпийский комитет России дисквалифицирован: его руководитель Александр Жуков исключен из МОК. Пожизненно дисквалифицирован и отвечающий за спорт вице–премьер Виталий Мутко. Спортсменам придется проходить дополнительные проверки и нельзя будет участвовать в церемониях открытия и закрытия под триколором — только в личном качестве. Да еще и приговорили Россию к возмещению расходов на расследования — $15 млн.

Одни слова

Председатель МОК Томас Бах говорил, что находится в непростой ситуации: какое решение ни прими, все будет раскол в олимпийском движении. Непросто ему приходилось и перед летней Олимпиадой в Рио–де–Жанейро. Тогда МОК переложил решение на плечи спортивных федераций. Но в этот раз так уже не получалось. С тех пор случились второй доклад Ричарда Макларена и рассказы бежавшего из России бывшего главы Антидопингового центра Григория Родченкова, и оказалось, что допинговые проблемы бушевали на самой Олимпиаде, а не когда–то до нее.
В России многие так и не поняли, что происходит — что обвиняют не в допинге спортсменов, которого, собственно, не нашли, а в наличии государственной, то есть с участием официальных лиц, системы подмены проб. Тезис о системе считался доказанным благодаря обнаруженным царапинам и показаниям информаторов. Спортсменам оставалось попытаться доказать, что лично они к системе не принадлежали, но тогда приходилось признать, что система была. Нельзя же не принадлежать к тому, чего не существует. Хороших ходов у них не было — и шансов, можно сказать, тоже.
Российские же спортивные власти все 2 года занимали привычную позицию "какие ваши доказательства?". Но оказалось, что поза жертвы хороша для телешоу, но не для достижения результата. Если, конечно, исходить из того, что результат виделся как защита олимпийцев и допуск на Игры. Дошло до того, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко публично попеняла Виталию Мутко на то, что усилий его ведомства что–то совсем незаметно. Только после этого вице–премьер преисполнился решимости и заявил о готовности нанимать адвокатов и судиться. Что ж, готовность — уже хорошо. Теперь начинаем готовиться.
Конечно, доводы МОК не назвать железобетонными. Но в шаткой ситуации "мое слово против твоего" важно вызывать доверие. А фон для нас был совсем неприятный. Отстранение атлетов от Олимпиады в Рио так никто толком и не оспорил. На протяжении многих лет уличенных в допинге спортсменов в России демонстративно поощряли и продвигали. Так что у зарубежных наблюдателей сложилось мнение, что у этих русских допинг, кажется, не считается чем–то зазорным. Так что почему бы не поверить Родченкову. И если он сумасшедший, как вы говорите, то как же вы держали столько времени сумасшедшего на такой высокой должности?
Владимир Путин дал понять, что скандал задуман только для того, чтобы испортить ему выборы (как будто их можно чем–то испортить). При этом вслух к политике сводили дело только в России, и из этих заявлений логически вытекало, что спортсмены для нас все равно герои, что бы ни случилось, а это приводило только к еще большей убежденности обвинителей.
Россия просто не вызывала доверия. А местами вызывала недоумение. Столько лет подчеркивать, что все международные юрисдикции для страны тесны, вредны и бесполезны, выйти из МУС, принять закон о необязательности исполнения решений ЕСПЧ — а тут вдруг побежать наперегонки апеллировать к международному праву и американскому законодательству. Зачем же вообще тогда идти сейчас в зарубежные суды, если можно обратиться в любой районный суд Москвы. Там выиграем 100%.
Можно было судиться с Маклареном сразу, можно было, наверное, усилиями спецслужб разоблачить "заговор" отдельных отщепенцев. И можно было хотя бы обойтись без откровенного трюкачества: снять Мутко с поста министра спорта и тут же назначить его вице–премьером, курирующим Министерство спорта. Интересно, в Кремле серьезно думали, что эту игру в наперстки в МОК съедят и не подавятся?

Последняя Олимпиада

Так или иначе защита не сработала, и даже понятно почему. На честном слове далеко не уедешь. После Олимпиады в Рио в полный рост маячили вопросы: какие выводы сделают отечественные функционеры и что предпримут? Судя по тому, что вопросы остались те же самые, ответов можно не ждать. Это перед членами МОК Александр Жуков может извиниться за допущенные нарушения — и то, когда уже запахло не просто жареным, а паленым. Перед российскими болельщиками извиняться никто, кажется, не собирается. ВГТРК заявила, что показывать Олимпиаду в Пхенчхане не будет. С таким подходом может статься, что Олимпиада в Сочи окажется последней, которую россияне вообще видели.