Трамвай желаний

Основным претендентом на концессию по строительству трамвайных путей в Славянку за 25,9 млрд рублей оказался топ–менеджер из структур братьев Ротенбергов.

На роль концессионера строительства трамвайной сети между станцией метро "Купчино" и поселками Шушары и Славянка за 25,9 млрд рублей претендует пять компаний, рассказали в комитете по инвестициям. Инвестору предстоит разработать градостроительную и проектную документацию, построить трамвайную линию и депо, купить 22 трамвая и эксплуатировать сеть. Длина трамвайных путей составит 13,5 км. По расчетам чиновников, от Купчино до Славянки можно будет добраться за 40 минут. Появление такой ветки особенно актуально, учитывая активную застройку как Шушар, так и Славянки. Соглашение собираются подписать в следующем году, ориентировочно — весной. Оно будет действовать 30 лет. Максимальные затраты, которые может понести подрядчик, — 89,6 млрд рублей.
Как сообщают в комитете по инвестициям, на участие в концессии претендуют: ООО "Третья концессионная компания", ООО "Трамвайные пути Северной столицы", АО "Макиол Иншаат Санайи туризм Ве Тиджарет А. Ш.", ООО "БалтНедвижСервис" и ООО "АйСиЭйЛТ". Все заявки, как отмечают в комитете, соответствуют требованиям конкурса.
Собеседники "ДП" в Смольном и на рынке транспортных перевозок называют главным претендентом на победу Третью концессионную компанию. Ее бенефициарами считаются братья Ротенберги.
Компания была зарегистрирована в конце 2016 года в Ленобласти. Ее гендиректор Александр Исаков также ранее возглавлял Вторую концессионную компанию и Четвертую концессионную компанию, а сейчас руководит Пятой, Шестой и Седьмой концессионной компаниями. Они были созданы в течение последнего месяца и пока никакой деятельности не вели. Все эти юрлица объединены головной фирмой "ПФ "ВИС". Сейчас у ПФ "ВИС" есть пять действующих ГЧП–проектов с капиталоемкостью 180 млрд рублей: строительство детсадов и школ в Ямало–Ненецком автономном округе, железнодорожной линии Бованенково — Сабетта в том же регионе, крупнейшего в России перинатального центра в Сургуте, детсадов, школ и домов культуры в Якутии, а также трассы в обход Хабаровска.
Владельцы ПФ "ВИС" — Игорь Снегуров (44,5%), Евгений Скрябин (6,5%), а также АО "УК ВИС" (49%). Собственники последнего, в свою очередь, — Дмитрий Рябов и Игорь Снегуров. Рябов и Снегуров — топ–менеджеры из структур братьев Ротенбергов. Дмитрий Рябов с 2011 года работает гендиректором ТЭК "Мосэнерго", основным акционером которого ранее был миллиардер Аркадий Ротенберг (позже он продал долю своему сыну Игорю Ротенбергу). До этого, с 2008 года, Рябов возглавлял "Ленэнерго". Игорь Снегуров — владелец крупного подрядчика "Газпрома", компании "Вега–Газ", разработчика и поставщика систем автоматизации для предприятий топливно–энергетического комплекса.
В Третьей концессионной компании у ПФ "ВИС" доля 90%. Партнером ВИС в этой концессии выступает петербургская МК–20СХ с долей 10%. МК–20СХ — некогда крупнейший подрядчик по ремонту и строительству трамвайных путей с годовым оборотом более 1 млрд рублей. Однако в этом году компания, похоже, осталась без контракта на схожий проект — с "ЛСР–Строем", концессионером строительства трамвайной линии в Красногвардейском районе от станции метро "Ладожская" до территорий бывшего аэропорта Ржевка. После этого МК–20СХ оказалась не в самом лучшем положении. Как рассказывала "ДП" ее гендиректор Наталья Пекина, собственникам пришлось отдать свои доли подконтрольному "Роснефти" Всероссийскому банку развития регионов (ВБРР), который санирует банк "Пересвет". В "Пересвете" МК–20СХ брала гарантию под свои работы для "ЛСР–Строя". На фоне этих событий "Группу ЛСР" покинули два топ–менеджера — Александр Вахмистров и Борис Мурашов (см. "ДП" №155 от 27.09.2017).
В подобной ситуации МК–20СХ, по всей видимости, будет непросто выступать в роли концессионера многомиллиардного проекта.
Вероятно, вклад компании будет заключаться в использовании производства рельсового профиля и других деталей для железных дорог и трамвайных путей во Всеволожском районе Ленобласти (АО "Завод путевых конструкций").