Минтранс предложил разделить водителей на профессионалов и любителей

Автор фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе

    

Министерство транспорта готовит масштабную реформу в обучении водителей, предлагая разделить их на любителей и профессионалов. Подготовленный ведомством проект изменений в закон "О безопасности дорожного движения" заметила газета "Коммерсант".
Документ готовился по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Целью реформы ведомство называет повышение уровня подготовки водителей-профессионалов.
В законопроекте предлагается разделить водителей на любителей и профессионалов. Для этого будут разработаны курсы обучения "по общеразвивающим программам": по окончании можно получить права не выше категорий C1 (грузовик массой до 7,5 т) или D1 (автобус, в котором не более 16 мест). Желающие получить "специальные категории" — C, D, Е (и их подкатегории для транспортировки прицепов) и работать по найму должны пройти специальное "профессиональное обучение" по соответствующим программам.
Минобрнауки разработает программы в течение года после вступления закона в силу. Для обычных автомобилистов-любителей обучение упростится, отмечает издание. К примеру, им больше не придется изучать "принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов" или "организацию таксомоторных перевозок" для получения прав категории B. Программа профессионалов будет расширенной. В частности, в нее войдут курсы вождения "во внештатных ситуациях", "отработка вождения сочлененного и двухэтажного автобуса", "основы безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов".
В удостоверении появится отметка о "профессиональной компетентности", именуемая кодом 95. Такая отметка есть в водительских удостоверениях водителей-профессионалов Евросоюза. Работодателю нельзя будет принять человека на работу без нее. Подтверждать квалификацию придется каждые 5 лет. Законопроект также отменяет запрет приема на работу граждан стран — членов Евразийского экономического союза с национальными правами. Сегодня запрет не распространяется на белорусов и киргизов, а после вступления документа в силу исключение сделают и для граждан Армении, Молдавии и Казахстана.
Минтранс ожидает вступления поправок в силу в 2019 году. Координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко в комментарии изданию поддержал законопроект, отметив, что сейчас подготовка профессиональных водителей в России находится на низком уровне.
"Логично, если профессионалов будут учить по расширенной программе. В советские времена, прежде чем сесть за руль грузовика, нужно было пройти ДОСААФ, армию, потом тебе назначали наставника-куратора и только потом позволяли работать", — вспомнил Валерий Войтко.
Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин, напротив, заявил, что водителей в России готовят на высоком уровне вне зависимости от категории. Нововведения, по его мнению, могут снизить качество подготовки автомобилистов-любителей.