Вредные плюшки Инвестиционная привлекательность рынка хлебобулочных изделий достаточно высока.

Крупнейший производитель хлеба в Ленобласти "Петрохлеб" продолжает оптимизировать бизнес. Компания избавляется от двух хлебозаводов.

Холдинг "Петрохлеб" принял решение продать два из восьми своих хлебозаводов в Ленинградской области. Речь идет о предприятиях в Сосновом Бору и Луге, рассказал "ДП" генеральный директор холдинга "Петрохлеб" Валентин Иванов (семья Ивановых контролирует 27,2% холдинга).
Продажа заводов связана с оптимизацией и укрупнением предприятий холдинга, поясняет Валентин Иванов.Например, в течение последних 2 лет у "Петрохлеба" в Волховском районе действовали три площадки: в Волхове, Новой Ладоге и Сясьстрое. "Я считаю, что нет необходимости иметь три завода в одном районе, и поэтому сейчас у нас действует только предприятие в Волхове, на котором недавно была проведена модернизация", — поясняет Валентин Иванов.

Меньше хлеба

По такой же схеме идет оптимизация и в других районах. Волховский завод покрывает потребности Волховского и Лужского районов. Продукция Волосовского завода в том числе поставляется в Сосновый Бор. Завод в Сосновом Бору компания намерена продать за 10–11 млн рублей. В настоящее время завод мощностью 3 т хлебобулочных изделий и 100 кг тортов в сутки не действует.
Второй актив, Лужский завод, — действующее предприятие, которое оценивается в 40 млн рублей. Здесь выпускается 10 т хлебобулочных изделий и 2 т печенья в сутки. Около 6 лет назад "Петрохлеб" продал Подпорожский и Лодейнопольский хлебозаводы, которые в этом году купил покинувший пост председателя правления банка "Санкт–Петербург" Владислав Гузь. Всего в рамках долгосрочной программы оптимизации "Петрохлеб" закрыл около 10 предприятий, шесть из них — за последние 2 года.

Интересные активы

В настоящее время у холдинга "Петрохлеб" производство сосредоточено на Гатчинском (более 30 т продукции в сутки), Кингисеппском, Волосовском, Приозерском, Волховском и Тихвинском заводах (каждый выпускает более 10 т продукции в сутки). За последние 2 года на их модернизацию холдинг потратил 100 млн рублей, что позволило увеличить совокупные мощности заводов с 70 до 100 т продукции в сутки. Сам "Петрохлеб" оценивает свою долю на рынке Ленобласти в 40–80% в зависимости от районов. По оценкам других игроков, доля холдинга в Ленобласти составляет не более 50%.
Общий оборот предприятий, входящих в холдинг "Петрохлеб", по данным СПАРК, — 1,7 млрд рублей. Контроль над бизнесом принадлежит семье Ивановых — гендиректору холдинга Валентину Иванову (11,4%), Константину Иванову (6,32%), Нине Ивановой (4,9%) и Евгению Иванову (4,6%). Также доли есть у представителей крупного немецкого производителя снеков Lorenz Инги Дирс (1,5%) и Ханса Йоахима Заллавица (14%).
Эксперты считают, что найти покупателя на активы будет несложно. "Судя по всему, многие крупные бизнесмены рассматривают покупку заводов по производству хлебобулочных изделий не просто как хорошие инвестиции, но и как возможность диверсифицировать и расширить имеющийся бизнес", — уверен Ярослав Кабаков, заместитель гендиректора ИК "ФИНАМ".

Спрос сокращается

Однако рынок хлебобулочных изделий переживает непростые времена. Потребление хлеба в стране сокращается не первый год: по данным Минпромторга, за последние 10 лет оно сократилось на 25% — с 66 до 49 кг в год на человека. На этом фоне игроки рынка меняют планы развития. Так, финский концерн Fazer откладывает строительство своего завода в Петербурге.
Рынки Петербурга и области отличаются по структуре: в городе большинство районных хлебозаводов уже консолидировано крупными холдингами, в то время как в Ленобласти сохранилось большое количество самостоятельных игроков. По оценке участников рынка, закрытие и продажа активов "Петрохлеба" связана в первую очередь со снижением их рентабельности.
Как ранее говорил Валентин Иванов, последние несколько лет хлебозаводы Петербурга через крупные розничные сети стали выходить в Ленобласть и заняли 30% рынка. Это осложнило развитие областных предприятий. Конкурировать с городскими хлебозаводами областным производителям удается через диверсификацию бизнеса. Единственным вариантом для их развития может стать запуск фирменной розницы, например пекарен, убежден Хачатур Сугян, руководитель комбината "Хлебная усадьба" (24 пекарни в Петербурге и области).