Воспитать всей страной

Чем может закончиться скандал с выступлением новоуренгойского школьника в бундестаге.

История вокруг выступления российского школьника в бундестаге на мероприятии, приуроченном ко Дню скорби, продолжает набирать обороты. На мероприятии в парламенте школьники из Германии говорили о судьбе советских солдат, принимавших участие во Второй мировой войне, а учащиеся школ из России — о погибших немецких солдатах. Старшеклассник из новоуренгойской гимназии Николай Десятниченко рассказал о том, что не все немецкие солдаты хотели воевать — многие просто стремились к мирной жизни. В конце выступления юноша процитировал Бисмарка и понадеялся, что "на всей земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн".
Здравый смысл не восторжествовал, а ожесточенные баталии начались уже вокруг выступления самого гимназиста. На следующий день после выступления речь школьника окрестили "покаянием перед немецкими солдатами", обвинили якобы в оправдании фашизма, предательстве родины и начали травить в соцсетях.

Доклад для прокуратуры

Свои страницы в социальных сетях школьнику из Нового Уренгоя пришлось закрыть для комментирования, а в специально созданном для обсуждения высказываний Десятниченко в бундестаге сообществе в "ВКонтакте" количество просто неприятных и просто пугающих комментариев зашкаливает. Школьнику предлагают "увозить семью из России", называют его последними словами, а то и просто угрожают прямым текстом. Редкие замечания комментаторов о том, что молодой человек в своей речи настаивал на недопустимости войн, а не на чем–то еще, понимания не встречают.
Блогеры и некоторые СМИ тоже не прошли мимо речи Николая Десятниченко и уже заговорили о "ножах в спину" и о том, как бы не повторилась "ситуация на Украине". Кстати, если не инициатором, то человеком, придавшим скандалу немалое ускорение, стал как раз таки блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников. Он опубликовал видео, а заодно написал заявления в прокуратуру, ФСБ и администрацию президента. Изданию Ura.ru блогер рассказал, что якобы усматривает в высказывании школьника "агитацию фашизма". Заодно Колясников предположил, что все сказанное мальчик придумал наверняка не сам, и предложил проверить руководителей гимназии.

Кого гнобить

Выйдя на федеральный уровень, скандал, конечно, не прошел мимо чиновников и депутатов. В Совете Федерации выступление Десятниченко назвали недопустимым и тут же обратились в прокуратуру с просьбой проверить учителей гимназии, где учатся школьники, выступившие в бундестаге. В Общественной палате тоже настояли на проверке, но с этой просьбой обратились уже в Министерство образования.
Председатель комиссии палаты по сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина заявила, что необходимо установить, кто готовил мальчика к выступлению.
Историю даже прокомментировали в Кремле. "В данном случае совершенно непонятна такая экзальтированная травля, которая стала происходить. Очевидно, что школьник не имел в виду ничего плохого, очевидно, что школьник чрезвычайно волновался, когда выступал в бундестаге", — заявил пресс–секретарь Кремля Дмитрий Песков. Правда, потом тоже предложил уделить как можно больше внимания вопросам образования. Кажется, "политические пятиминутки", недавно появившиеся в некоторых школах, теперь могут затянуться.
Кстати, другие официальные лица тоже все больше склонялись к тому, что если виновных искать и надо, то среди учителей. Все–таки всей страной травить одного мальчика как–то действительно неудобно. А его учителей уже, видимо, попроще. Ну а мэра так и совсем не страшно (их в последнее время и так то и дело отправляют в отставку).
Вот главный редактор портала PolitRussia Руслан Осташко высказался прямо: "Пацана гнобить не надо — гнобить надо тех, кто это допустил", сначала тоже упомянув учителей, а потом задавшись вопросом, почему мэр Нового Уренгоя допустил такую формулировку в высказывании гимназиста.
Это, кстати, пожалуй, одна из самых настораживающих идей — мало того что градоначальники должны вычитывать доклады школьников, так еще и их компетенции может оказаться недостаточно, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо.
Продолжить эту идею можно по–разному — отставкой одного конкретного мэра или инициативой согласовывать подобные выступления где–нибудь на федеральном уровне, лучше — в специальной комиссии. Еще, конечно, надежнее было бы, если бы такая комиссия сразу проверяла выезжающих за рубеж — мало ли чего они там говорят.