Мал офис, да дорог

СПб. Спрос на малогабаритные офисы в Петербурге остается стабильным. Арендные ставки на такие помещения заметно выросли в последнее время.

К "малоразмерным" офисам эксперты, как правило, относят помещения площадью до 50 м2, некоторые специалисты также добавляют к этой категории помещения до 100 м2. Такие офисы могут арендоваться как мелкой нарезкой, то есть отдельным помещением (формат Regus), так и рабочими местами (коворкинг).
"Если говорить о первом варианте, то такая мелкая нарезка чаще встречается в объектах классов B / B+, они представляют собой более доступное предложение для небольших компаний, которые не всегда могут выделить значительные средства на аренду. В то же время на офисном рынке Петербурга есть и объекты класса А, готовые предложить небольшие помещения арендаторам", — говорит Людмила Лямина, консультант отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Петербурге.
По ее словам, и в офисах формата Regus, и в коворкингах арендатору фактически предоставляется полностью оборудованное рабочее место. Такие предложения пользуются спросом у стартапов, индивидуальных предприятий, представительств международных компаний, которые открывают новый офис в Петербурге.
Если говорить о формате коворкинга, фиксированной ставки здесь нет, поскольку оплачивается стоимость пакетной услуги, которая включает в себя предоставление всех необходимых для качественной рабочей атмосферы удобств — услуги ресепшен, корреспонденция, оборудованное рабочее место и прочее. Стоимость рассчитывается индивидуально под каждого клиента.

Где поменьше

По словам директора департамента услуг для арендаторов Colliers International в Петербурге Игоря Темнышева, небольшие офисы чаще всего встречаются в бизнес–центрах класса С. В качественных объектах офисной недвижимости классическая кабинетная планировка встречается в бизнес–центрах класса В, которые были реновированы из советских административных зданий, гостиниц, заводов.
Примерами приспособления подобных зданий в Петербурге являются бизнес–центры "Эврика" (ранее был административным корпусом Завода турбинных лопаток), "Петровский форт" (реконструкция недостроенного здания гостиницы), "Терминал" (корпус завода "Красный химик").
Небольшие офисы также присутствуют в исторических зданиях, которые приспособлены в настоящее время под современные бизнес–центры. В таких БЦ помимо классической кабинетной планировки встречается смешанная — коридорно–кабинетная и небольшие помещения формата open–space.
Примерами являются бизнес–центры "Медведь", "Фурштатская, 24", "Маркс", "Дом Мертенса". Кроме того, рабочие места и кабинеты в аренду предлагаются компанией "Регус" в бизнес–центрах класса А "Синоп" и "Невский Плаза". "Офисы небольшой площади в качественных бизнес–центрах очень востребованны. Многие компании с небольшим штатом сотрудников заинтересованы в премиальных локациях, но небольших площадях", — подчеркнул Темнышев.
"Спрос на малоразмерные офисы остается стабильно высоким и самым "подвижным", это связано с целевой аудиторией предложения — малый бизнес, стартап–проекты и прочие. Сегодня существует даже отдельная управляющая компания, специализирующаяся на сдаче в аренду мини–офисов", — добавляет Ирина Реут, директор по консалтингу NAI Becar.

Плата за метры

Общий объем предложения малоразмерных офисов в Петербурге сейчас достигает 35–40% от общего количества предлагающихся в аренду офисных помещений, отмечает Ирина Реут. По ее словам, сегодня ставки на офисы небольшой площади находятся в пределах от 450 до 1750 руб ./ м2 в месяц в зависимости от класса бизнес–центра. За год ставки выросли примерно на 5–7%.
"В основном спрос на малоразмерные офисы формируют компании без потока посетителей — бухгалтерия, компании и отделы по организации поставок и продаж, частные предприниматели, call–центры, туристические, риелторские, торговые представительства и другой малый бизнес", — отмечает она.
Кроме того, интерес на малоразмерные офисы в высококлассных бизнес–центрах может быть со стороны представительств региональных компаний, адвокатов, юристов, консультантов и других арендаторов, для которых важен статус офиса, но не нужны значительные площади для размещения.
"За последние 3 года в общем объеме сделок с небольшими офисами компании сферы профессиональных услуг занимали 30%. Также такие помещения арендуют новые компании и стартаперы", — добавил Игорь Темнышев.