Бизнес в экостиле

Растет интерес к "зеленым" бизнес–центрам, которые позволяют сократить расходы на эксплуатацию до 35% и привлечь особый пул арендаторов.

Петербургские девелоперы и брокеры отмечают рост интереса арендаторов к "зеленым" бизнес–центрам. Речь идет о сооружениях, которые прошли экологическую сертификацию и подтвердили соответствующее качество своего объекта.
Оценка зданий — потенциальных получателей такого сертификата проводится более чем по 40 параметрам. Например, таким как сокращение потребления энергии и использование альтернативных источников энергии, создание комфортной и здоровой среды внутри здания, минимизация углеродного следа от строительных материалов, снижение всех типов загрязнений в процессе эксплуатации зданий, снижение зависимости от личного автотранспорта и другие, объясняет Ксения Агапова, руководитель отдела экологических инноваций компании JLL.
Существует несколько экологических систем сертификации бизнес–центров. Два международных LEED и BREEAM, которые известны на рынке с 1990–х годов, и российская GREEN ZOOM, работающая с 2015 года, перечисляет Феликс Зборовский, руководитель управляющей компании "Статус" (управляет БЦ ECO Status). На конец октября 2017 года в России сертифицировано 125 объектов, приводит данные Вера Бурцева, руководитель рабочей группы по разработке системы GREEN ZOOM.

Вначале дороже, потом дешевле

Если разбирать экономику бизнес–центров, прошедших экосертификацию, станет понятно, что при увеличении затрат на строительство в итоге девелопер снижает свои затраты на эксплуатацию объекта.
Так, по разным оценкам строительство "зеленого" БЦ обойдется на 20–60% дороже обычного объекта. Но и преимуществ у получения экологического сертификата немало. Применение энергоэффективных инженерных решений позволяет сократить расходы на энергоресурсы практически на 30–35%, приводит данные Ольга Пономарева, вице–президент инвестиционной группы Leorsa, собственника бизнес–центра Eightedges.
Девелопер также рассчитывать на увеличение скорости сдачи объекта в аренду. Например, за счет дополнительных маркетинговых преимуществ, привлечения более платежеспособного пула арендаторов, повышения классности объекта, убеждена Ксения Агапова.
По ее оценке, средний срок окупаемости "зеленых" инвестиций составляет 5–7 лет. Уровень арендной платы в "зеленых" БЦ зачастую практически не меняется, но, говоря о российском рынке недвижимости и отдельных объектах, возможно незначительное увеличение, рассуждает Феликс Зборовский.

Зеленые арендаторы

Экологический сертификат бизнес–центра привлекает определенный класс арендаторов.
Как правило, для многих международных компаний соответствие экостандартам при выборе бизнес–центра — требование головного офиса.
Другими потенциальными арендаторами таких БЦ считаются предприятия из сферы IT, фармацевтики, консалтинга, финансовые и банковские структуры, в частности Siemens, Adidas JLL, Shell, Oriflame, Google, PwC, E&Y, Сбербанк, Deutsche Bank, ПАО "Газпромнефть".
В России энергоэффективные технологии пока не получили такого широкого распространения, как за рубежом. В нашей стране игроки, возводящие объекты согласно международным стандартам энергоэффективности, в большей степени преследуют имиджевые цели, говорят в Colliers International в Петербурге.
В развитых странах процент "зеленой" коммерческой недвижимости составляет 25–30% от общего объема рынка, а в России, по данным исследования JLL, эта цифра пока не превышает 8% для Москвы и 5% для Петербурга. В нашем городе к "зеленым" бизнес–центрам можно отнести всего несколько объектов: Eightedges, Trinity Place, "Гипроприбор", Renaissance Plaza, Renaissance Pravda, деловой квартал "Невская ратуша", "Энергия", Eco Status.