Богатые тоже платят

"ДП" изучил, с каким размахом отмечают праздники богатые петербуржцы с ежемесячным доходом от 10 млн рублей.

Петербуржец Дмитрий Акимов уже 17 лет готовит праздники для людей, чьи ежемесячные доходы варьируются от 10 млн до 100 млн рублей. Его компания "Королевские игры Дмитрия Акимова" проводит семь–девять праздников в год, в то время как основная масса агентств организовывает столько в месяц.
Заказчики не знают деталей сметы, неизвестна им и программа праздника. Тем, кто очень переживает, компания может показать сценарий, но в нем все равно будет много закрытых блоков. Например, указано: "Сюрприз для юбиляра" и напротив сумма — 1 млн или 2 млн рублей. "Я говорю клиенту, что он рискует тем, что придет на свой праздник и ему или его гостям что–то не понравится, а я рискую всей своей репутацией. И если все будет плохо, то у меня больше не будет ни одного клиента", — поясняет владелец агентства.
Для одного состоятельного петербуржца, который праздновал в октябре свой юбилей в отеле "Европа", Дмитрий Акимов придумал для гостей испытание с питонами. Если бы лопнул аквариум, вода (а ее было 1,5 т) залила бы все этажи отеля. Кроме того, в аквариуме было 37 питонов — от маленького до большого. Поэтому Акимову пришлось написать расписку, в которой он указал, что берет на себя все риски и отвечает всем своим недвижимым имуществом в случае причинения ущерба отелю. "Мне советовали налить воды поменьше — половину аквариума. Но это не было бы так зрелищно. Что касается гостьи, то для нее риск был минимальный, ведь все змеи были сыты и находились в экстремальной для них среде: шумно, яркий свет и музыка. Конечно же, если бы человек, которого опускали в аквариум, неадекватно отреагировал и начал душить змею, то она могла бы ответить! И все же мы надеялись, что не будет неадекватной реакции, хотя мои люди стояли наготове. И если бы кто–то пострадал, это был бы конец всей моей карьере", — говорит Дмитрий Акимов.
К слову, за все испытания гостья была вознаграждена подарками: она получила AppleWatch и сертификаты в несколько магазинов.

Непрозрачные сметы

По оценке экспертов, в Петербурге около 400 event–агентств, из них около 10 работают в премиальном сегменте. В Москве около 1 тыс. компаний занимаются организацией праздников. В Петербурге состоятельный клиент с доходом от 10 млн рублей в месяц на праздник, рассчитанный на 100–150 гостей, тратит 10–15 млн рублей. В Москве на такое же количество гостей с программой, которая наделает шуму и о ней будут потом говорить, бюджет уже выше — от 30 млн рублей. И если в Москве на организацию личных праздников (дни рождения, свадьбы) могут потратить 50–200 млн рублей (и это не редкость), то в Петербурге мероприятия с таким бюджетом проходят раз в 5 лет. Бюджеты на праздники для детей начинаются от 1,5 млн рублей и могут достигать 7 млн рублей на 10–15 человек.
Комиссионные агентств составляют 30–40% от общего бюджета. И мало кто открыто это декларирует. "Клиенту, как правило, называют 10%, а остальное закапывается в строчки расходов (свет, звук, артисты и т. д.). И хотя сейчас время Интернета и любые цены на услуги можно проверить, агентства не рискуют называть реальный процент, за который работают. Этим можно отпугнуть клиента", — рассказали в одном петербургском event–агентстве.
По запросам петербургские заказчики празднеств лет на десять отстают от московских, которые уже понимают, что надо тратить деньги на оформление, спецэффекты. А в Петербурге основные статьи расходов — это ведущий, диджей, звук, свет.
"Почти 95% агентств в России работают по простой скучной схеме: есть зал, где проходит праздник, и программа, которая нанизывается как шашлык, там выступает Петя, потом Сережа, потом Лена. А если есть совсем много денег, то Элвиса Пресли, но схема не меняется. Моя личная беда и боль — что даже свадьбы у настоящих олигархов с сумасшедшим бюджетом в несколько миллиардов рублей все равно получаются безвкусные, бездарные", — сокрушается Дмитрий Акимов, подчеркивая, что почти все агентства повторяют свои программы на 90%.
Опрошенные "ДП" миллиардеры о своих праздниках говорят неохотно. "Праздники, на которых я бывал, обычно ужас сплошной. Чаще всего они напоминают колхоз, а миллионер справляет окончание уборочной страды", — говорит партнер УК "Теорема" Игорь Водопьянов.
Однако основатель Sela, владелец Grondard и совладелец компании "Капитал Полис" Аркадий Пекаревский считает, что уровень юбилеев за последнее десятилетие значительно вырос, появилась культура подготовленных тематических праздников. Времена, когда на юбилеи приглашали в ресторан просто поесть, уже давно прошли. В таком формате обычно собираются либо в узком семейном кругу, либо на промежуточные некруглые даты.
Аркадий Пекаревский рассказал, как 15 лет назад был на праздновании 35–летия своего близкого друга. Мероприятие проходило, скажем так, в виде путешествий, и этот формат произвел на бизнесмена сильно впечатление: он увидел, что уровень проведения личных праздников может быть очень высок. Гостей постоянно куда–то перемещали, перевозили, причем все это сопровождалось сюрпризами, неожиданными поворотами. Так, изначально гостей пригласили в ресторан "Шаровня" (уже не существует). Потом вдруг появилась цыганка и нагадала всем дальнюю дорогу. Гостям тут же предложили отправиться в путешествие. "Никто ничего не понял (дамы пришли в вечерних платьях, мужчины в смокингах), мы сели в автобус, нас куда–то повезли. По дороге автобус останавливали гаишники в лице Роста и Нагиева, потом нас привезли на Московский вокзал. Представляете, идет по вокзалу делегация в смокингах и платьях, кто–то из гостей был даже с личной охраной. Потом мы сели в поезд и куда–то поехали, нас пригласили в вагон–ресторан, там всех ждала развлекательная программа. Где–то по пути поезд остановился, в вагоне выключили свет, и за окном вдруг появился экран с озвучкой в вагоне, нам показывали фильм о юбиляре", — вспоминает Аркадий Пекаревский, отмечая, что в итоге всех гостей привезли куда–то в Ленобласть, в какой–то ресторан во дворце.
По словам бизнесмена, такие праздники предполагают большой бюджет и готовиться к ним надо минимум полгода. "Но если ты можешь себе такое позволить, то все действо записывается в книге твоей жизни, это одни из самых ярких страниц как для себя, так и для друзей, потом делаются фильмы с такого праздника, и это хранится для детей и внуков. Если побываешь на таком празднике, то этого заряда и драйва хватает минимум на год", — говорит Пекаревский