Кредит оживил спрос

Банки и розничные торговцы отмечают, что петербуржцы стали чаще покупать товары в рассрочку и в кредит. В результате потребительский спрос заметно оживился.

Банки и торговые сети отмечают рост интереса петербуржцев к потребительским кредитам. Горожане снова охотно занимают в банках деньги на покупку бытовой техники, телефонов и ноутбуков, а также на ремонт. На рост популярности кредитных продуктов повлияли отложенный спрос, снижение кредитной ставки и то, что россияне стали меньше беспокоиться по поводу будущего страны.

В банк за деньгами

Российские банки отмечают рост выдачи потребительских кредитов по итогам 9 месяцев 2017 года. Клиенты Северо–Западного банка Сбербанка в Петербурге за 9 месяцев текущего года взяли около 78 тыс. потребительских кредитов на сумму свыше 20 млрд рублей. Это на 29% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, сообщили в пресс–службе банка.
Схожая динамика у ВТБ24 в Петербурге, который выдал потребительских кредитов на общую сумму 26,8 млрд рублей, что на 26% больше аналогичного периода прошлого года. В Альфа–Банке выдачи выросли на 62%.
В качестве целей получения кредита петербуржцы чаще всего называют приобретение бытовой техники (28%) и мобильных телефонов (27%), говорят в Альфа–Банке. Помимо того, горожане используют потребительские кредиты на ремонт жилья (примерно 50% от общего объема выдаваемых кредитов), покупку автомобиля (чуть более 10%), улучшение собственного здоровья (5%) и организацию свадьбы (5%), делится наблюдениями Ирина Зуева, начальник управления продаж филиала ВТБ24 в Петербурге. В Почта Банке соотношение выглядит так: приобретение средств связи (54%), планшетов и компьютеров (18%), а также бытовой техники (24%).
По оценке ГК "ФИНАМ", сегодня первое место в рейтинге целей получения потребительского кредита занимает ремонт. "Видимо, три с лишним года санкций, когда население опасалось брать деньги взаймы, привели к тому, что проблема ремонта для многих стала действительно актуальной", — убежден аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. Кредитование на покупку крупной бытовой техники сохранило свою долю примерно на том же уровне, что и ранее, полагают в "ФИНАМ".

Любители рассрочки

Ретейлеры тоже говорят о росте продаж товаров в кредит, а также отмечают интерес к покупкам в рассрочку. В "Юлмарте" доля рассрочки в кредитном обороте в начале года составляла 5–7%, сейчас она выросла в 3 раза.
В сети магазинов Askona доля кредитного оборота выросла в среднем в 2 раза за последние несколько месяцев. Рост продаж в кредит отмечают и в сети магазинов "Снежная королева": при отсутствии непредвиденных экономических шоков в 2017 году ретейлер ожидает рост POS–кредитования (целевой потребительский кредит, выданный в магазине — партнере банка для приобретения определенного товара) на 10%. На долю товаров, проданных в кредит и в рассрочку, в сети приходится 80% в зависимости от периода.
В "Ситилинке" доля продаж в кредит за 9 месяцев 2017 года оказалась примерно в 3 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем продаж в кредит в "М.видео" за последний год вырос на 15–20%, в Петербурге динамика сопоставима.
В сети салонов "Евросеть" по итогам 9 месяцев в СЗФО рост выручки от продажи товаров в кредит составил 49%. Продажи гаджетов в кредит — это один из трендов 2017 года, кредиты и рассрочки выступают драйвером всего рынка, констатируют в "Связном".
Сразу несколько ретейлеров говорят о том, что в регионах покупки в рассрочку пользуются еще большей популярностью, чем в столицах. Так, в Петербурге и Москве спрос на потребкредитование примерно одинаковый, но ниже, чем, например, в Сибирском федеральном округе, наблюдают в "Снежной королеве". У "Евросети" рост кредитной выручки в Череповце и Мурманске составил 70%, в Великом Новгороде — 69%, в то время как в Петербурге — только 55%.

Купить дороже

Чем дороже товар, тем больше спрос на кредиты, признают в "Снежной королеве". Поэтому кредиты для сетей выгодны — средний чек покупок в Askona, сделанных в кредит, на 30% выше. Наибольшая доля смартфонов и планшетов, которые продаются с привлечением заемных средств, наблюдается в высоких ценовых сегментах — от 30 тыс. рублей, добавляют в "Связном".
В "М.видео" в кредит в основном берут премиальную фото– и компьютерную технику (40–50%), телевизоры и смартфоны (20–30%), а также крупную бытовую технику. Эти категории товаров традиционно являются самыми "кредитными", говорят в компании.
Банки и ретейлеры называют несколько причин кредитной активности петербуржцев. Например, общее снижение ставки по подобного рода кредитам и определенная стабильность на рынке, полагает дивизиональный директор блока розничный бизнес АО "Альфа–Банк" Олег Прокаев. По мнению специалистов Сбербанка, повлияло и сокращение сроков рассмотрения заявок.
С каждым кварталом ЦБ снижает максимальные ставки по займам для физлиц, и для потребителя покупка в кредит перестает ассоциироваться с огромными переплатами, объясняют причины роста в "Ситилинке". В Askona рост связывают с внедрением собственной программы кредитного брокера. Другие сети тоже отмечают, что на популярность повлияло появление у ретейлеров собственных продуктов (например, карт рассрочки), а также оптимизация процессов получения кредита и новый формат работы с банками.
Мы отмечаем увеличение количества покупок в кредит ежегодно. Связываем данный факт прежде всего с лояльностью банков, выгодными условиями на покупку товаров от ретейлеров и, конечно, с высокой потребностью в кредитных продуктах у населения. Безусловно, сильнейшим стимулом для роста продаж уже не первый год является беспроцентная рассрочка, которая позволяет стать обладателем желаемого товара здесь и сейчас и является драйвером увеличения среднего чека. Доля рассрочки в СЗФО уже достигла 70%. Рост относительно 9 месяцев 2016 года составляет 59%.
Марина Савкина
Управляющая Северо–Западным Филиалом "Евросети"
Особенностью этого года является выход экономики России из рецессии. Основным драйвером ее роста стал потребительский сектор, оживший на фоне исторически низкого уровня инфляции и роста реальных зарплат. В этом году за период январь–октябрь мы отмечаем рост выдачи новых POS–кредитов в дирекции "Северо–Запад" почти на 10%. Если в предыдущие 2 года основной целью таких кредитов была покупка бытовой электроники и устройств связи, то сейчас можно говорить о расширении спроса и об усилении выдачи в таких сегментах, как мебель, кухни, туризм.
Тимофей Шаров
директор дирекции "Северо–Запад" банка "Хоум Кредит"